Центробанк дал рекомендации россиянам, как действовать в случае блокировки денежных переводов в рамках нового правила, которое вступит в силу с 25 июля.
Напомним, с этой даты банкам в России разрешат блокировать переводы на два дня, если до этого сотовые операторы, с которыми сотрудничают финансовые организации, сообщили о подозрительных звонках и сообщениях, поступивших клиенту. Информацию обо всех случаях и попытках таких переводов денег, в том числе тех, по которым клиенты заявили свое несогласие с их совершением, банки передают в Банк России.
Следует отметить, что реквизиты получателя денег по операциям без добровольного согласия клиента попадают в базу данных регулятора в результате дополнительной проверки, которая проводится в том числе в рамках взаимодействия с банками. Кроме того, в базу данных Банка России могут поступать сведения от МВД России.
«Если сведения о вас или вашей организации попали в базу данных Банка России, то банки и другие участники информационного обмена с регулятором вправе приостановить использование вашего электронного средства платежа (платежные карты, онлайн-банкинг и др.) до тех пор, пока информация не будет исключена из этой базы. В случае, когда сведения поступили в базу данных регулятора от МВД России, приостановка использования электронного средства платежа является обязательной», – говорится на сайте регулятора.
Как клиенту банка – физическому лицу обжаловать включение реквизитов в базу данных? Это можно сделать двумя способами, сообщает Центробанк.
Во-первых, обратиться с заявлением в любой из банков, клиентом которого он является. Банк обязан перенаправить обращение клиента в Банк России не позднее следующего рабочего дня. Во-вторых, направить заявление в ЦБ через интернет-приемную.
«Независимо от способа обращения в заявлении необходимо обязательно указать следующие данные: фамилию, имя и отчество; серии и номера документов, удостоверяющих личность; полные и сокращенные (при наличии) названия банков, от которых вы узнали о включении сведений в базу данных Банка России, и (или) их банковские идентификационные коды; номера банковских счетов, и (или) платежных карт, и (или) электронных кошельков; номер телефона», – отмечает регулятор.
Дополнительно можно указать в заявлении ИНН, СНИЛС, а также даты заключения договоров об оказании услуг сотовой связи.
Кроме того, если банк полагает, что сведения о его клиенте включены в базу данных необоснованно, то он вправе самостоятельно, без участия клиента, направить в ЦБ мотивированное заявление. Банк России в течение 15 рабочих дней рассмотрит заявление и примет решение о целесообразности исключения реквизитов из базы данных.