В Приморском крае страховщики были вынуждены временно приостанавливать продажу полисов ОСАГО из-за объемов подставных ДТП или имитаций ДТП. Об этом сообщили во Всероссийском союзе страховщиков (ВСС).
«Недобросовестные автовладельцы сознательно создавали аварийные ситуации, чтобы обновить свои иностранные автомобили и поставить в них новые запчасти за счет страховых компаний. Либо чтобы просто заработать на старом праворульном авто и страховом полисе», – рассказал вице-президент ВСС Сергей Ефремов.
По его словам, рабочая группа страховщиков (сотрудничают представители страховых компаний, региональных властей, правоохранительных органов и прокуратуры) добилась появления в уголовном розыске региона специального отделения, которое занимается выявлением страхового мошенничества и расследованием дел по статье 159.5 УК РФ (мошенничество в сфере страхования).
«В каждом субъекте России есть свои особенности, и, если бы таких групп не было, страховщикам было бы сложно бороться с мошенничеством в субъектах, – комментирует Сергей Ефремов. – Взаимодействие между ведомствами помогает всем реально противодействовать преступникам, нарабатывать опыт и методики расследования».
Ефремов также сообщил, что за шесть лет доказанный ущерб от действий страховых мошенников составил более 31 млрд руб. Мошенничество в сфере автострахования в этой статистике остается на первом месте: 47% от ущерба приходится на ОСАГО, каско, 26% – на ДГО (добровольное страхование гражданской ответственности).
В регионах, где мошенники особенно активны и практически не интересуют правоохранительные органы (где плохо возбуждаются уголовные дела и еще хуже расследуются случаи организованного мошенничества в сфере страхования), ущерб страховщиков влияет на цены полисов для всех остальных потребителей – в том числе, для добросовестных автомобилистов.
Проблемы с продажей полисов ОСАГО начались еще в середине 2022 г. В некоторых регионах их не оформляли четырем из пяти автолюбителей. Самая сложная обстановка была как раз на Дальнем Востоке. Страховщики тогда объяснили ситуацию техническими ошибками. А водители Приморья между тем были вынуждены месяцами фактически нарушать закон.
По сути, ситуация начала выправляться только с конца прошлого года, следует из сообщения пресс-службы Дальневосточного ГУ Банка России. Согласно майскому релизу регулятора, за I квартал 2024 г. Банк России получил от приморцев 119 обращений, связанных с обязательным автострахованием, – в 3,8 раза меньше, чем в I квартале 2023 г. В частности, жители региона стали реже жаловаться на сложности с покупкой полисов ОСАГО, в том числе электронных, и отказы в заключении договоров.
«Существенное снижение количества жалоб на невозможность заключения договоров ОСАГО в регионе наблюдается с III квартала 2023 г. Число обращений, связанных с недоступностью полисов, сократилось в 20 раз – 15 жалоб за I квартал 2024 г. против 306 за первые три месяца прошлого года», – говорилось в том релизе.