Госдума во втором и третьем чтениях приняла поправки в Налоговый кодекс РФ, повышающие размер государственных пошлин при обращении в суды, а также увеличивающие их верхний предел с 200 тыс. руб. до 10 млн руб. в арбитражных судах и с 60 тыс. руб. до 900 тыс. руб. в судах общей юрисдикции.
Законопроект в марте внесло в Госдуму правительство. Изначально он предусматривал смягчение условий для доступа компаний к налоговому мониторингу – форме налогового контроля, которая заменяет традиционные проверки на онлайн-взаимодействие между налогоплательщиком и инспекцией.
В середине июля комитет Госдумы по бюджету и налогам при подготовке проекта ко второму чтению рекомендовал дополнить его нормами об отмене верхнего ограничения для размера госпошлины по имущественным искам. На тот момент поправки предусматривали, что при обращении в арбитражный суд с иском на сумму свыше 50 млн руб. заявитель должен будет уплатить в казну 725 тыс. руб. плюс 0,5% от суммы, превышающей упомянутый порог, а при аналогичном обращении в суд общей юрисдикции – 320 тыс. руб. плюс 0,2%. Также поправки предусматривали повышение госпошлин и для споров за менее крупные суммы.
Однако в ходе доработки документа депутаты скорректировали его, отказавшись, в частности, от идеи отменить верхний предел размера госпошлины по имущественным искам. В результате максимальный размер госпошлины в судах общей юрисдикции составит 900 тыс. руб., а в арбитражных – 10 млн руб.
Были также снижены по сравнению с изначальными предложениями некоторые проектируемые размеры госпошлин при обращении в суды общей юрисдикции. Например, согласно поправкам, при иске на сумму от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. заявителю придется заплатить в казну 4 тыс. руб., плюс с суммы свыше 100 тыс. руб. 3%, а не 4%, как предполагалось ранее. При споре о сумме от 3 млн руб. до 8 млн руб. госпошлина составит 45 тыс. руб., плюс 0,7% от суммы свыше 3 млн руб. До этого парламентарии предлагали взимать 30 тыс. руб. и 1% от суммы свыше 1 млн руб.
Сейчас, согласно статистике Верховного суда (ВС) РФ, требования в пределах 100 тыс. руб. составляют более 90% от всех имущественных исков в судах общей юрисдикции. Для таких исков пошлина повысится с 3,2 тыс. до 4 тыс. руб.
Кроме того, депутаты отказались от идеи сделать платной подачу заявлений об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок в судебных решениях. Две недели назад депутаты обсуждали поправки, которые предусматривали взимание за такие заявления госпошлины 5 тыс. руб. в судах общей юрисдикции и 15 тыс. руб. в арбитражных. Также не оказалось в принятом документе норм о введении госпошлины при подаче заявлений об универсальном правопреемстве в процессе, когда права и обязанности одного из его участников полностью переходят другому лицу, например в случае реорганизации юрлица или вступления человека в наследство.
Закон повышает размер госпошлины и за инициирование дела о несостоятельности должника: для организаций она вырастет с 6 тыс. руб. до 100 тыс. руб., для граждан – с 300 руб. до 10 тыс. руб. Обращение в суд с заявлением о собственном банкротстве по-прежнему будет бесплатным.
Также госпошлина будет обязательна и для инициирования обособленных споров в делах о банкротстве, например о привлечении контролирующих лиц банкрота к субсидиарной ответственности. Ее размер будет составлять 50% от размера от пошлины, уплачиваемой в обычном исковом производстве. До этого депутаты предлагали закрепить в НК РФ подход ВС РФ, согласно которому инициатор таких споров обязан оплачивать госпошлину в полном размере.
При этом от уплаты госпошлины по ряду обособленных споров (формирование конкурсной массы, реестра требований) в собственном деле о несостоятельности граждане будут освобождены. Не придется платить в казну и кредиторам, требующим включить в реестр долг перед ними, если он подтвержден вступившим в законную силу судебным актом.
В профильном комитете Госдумы накануне сообщали, что для сохранения доступности правосудия наравне с повышением ставок госпошлины документ сохраняет и льготы, связанные с возможностью уменьшения ее размера, отсрочки, рассрочки либо освобождения от ее уплаты.
Также для приказного производства сохраняются льготные правила исчисления пошлины, предполагающие оплату только 50% от стандартной ее величины. Сейчас на приказное производство приходится 85% дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства, отмечали в комитете.
Предполагается, что изменения в НК РФ в части размера госпошлин вступят в силу через месяц после опубликования закона. Новые правила не будут распространяться на уже запущенные судебные процедуры.