Рынок корпоративных облигаций в прошлом году вырос на максимальные за последние 10 лет 5 трлн руб., достигнув 23,9 трлн руб. Почему российские компании все чаще решают привлекать финансирование на бирже и насколько этот инструмент сегодня востребован у дальневосточного бизнеса, мы обсудили с заместителем начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денисом Давыдовым.
— Денис Витальевич, насколько активно российский и, в частности, дальневосточный бизнес использует корпоративные облигации для привлечения финансирования?
— Сегодня этот инструмент можно назвать активно развивающимся: в нашей стране растет не только объем рынка, но и количество эмитентов рыночных корпоративных облигаций. На конец мая их было 495, что больше, чем годом ранее, – на 22%. При этом на Дальнем Востоке организации используют его не так активно. Доминирующим источником заемного финансирования здесь остается банковский кредит. На данный момент в ДФО 12 эмитентов корпоративных биржевых облигаций с общим объемом публичного долга более 165 млрд руб. Из них четыре эмитента — компании из Приморья.
— Чем объясняется такой низкий спрос?
— В марте 2024 г. мы провели опрос среди более чем двухсот компаний — потенциальных эмитентов с Дальнего Востока. Оказалось, что каждый четвертый респондент заинтересован в привлечении финансирования с помощью облигаций. При этом основной причиной неактивного их использования респонденты назвали недостаточный уровень информированности и специализированных знаний в этой области.
— Возможно, низкий спрос на облигации связан и с небольшим количеством крупных компаний в регионах ДФО? Или данный инструмент доступен не только крупному бизнесу?
— То, что облигации выпускают только крупные компании, — распространенный миф. На рынке уже продолжительное время создаются условия для повышения доступности выпуска облигаций компаниям малого и среднего бизнеса. На Московской бирже функционирует «Сектор Роста», где компании с выручкой от 120 млн руб. могут выпустить облигации объемом от 50 млн руб.
Главное, чтобы потенциальный эмитент соответствовал определенным критериям. Во-первых, это безубыточность бизнеса и устойчивые рыночные позиции. Во-вторых, аудированная отчетность и наличие кредитного рейтинга. В-третьих, готовность к раскрытию информации о бенефициарах, финансовой отчетности и существенных фактах, которые могут повлиять на стоимость облигаций.
— То есть для размещения облигаций необходимо провести аудит отчетности и получить кредитный рейтинг. Сколько тогда по времени может занять весь процесс выпуска?
— Сроки выпуска облигаций для каждой компании индивидуальны. В среднем для дебютного размещения облигаций эмитенту потребуется около полугода. Аудит отчетности и получение кредитного рейтинга — это еще не все. Необходимо подготовить эмиссионные документы, провести маркетинговую компанию для привлечения инвесторов, облигации должны быть допущены к обращению на бирже. В опросе, о котором я упоминал, компании отмечали получение рейтинга и аудит отчетности среди основных причин, сдерживающих использование облигаций на Дальнем Востоке.
Все основные трудоемкие этапы проходят именно в рамках дебютного размещения. В дальнейшем выпуск облигаций занимает от 2 до 4 недель. Это удобно компаниям, которые имеют потребность в периодическом привлечении финансирования, в том числе субъектам малого и среднего бизнеса.
— Можете привести примеры выпуска облигаций дальневосточными субъектами МСП?
— Можно привести в пример мясной холдинг из Камчатского края. После ужесточения условий банковского кредитования и сокращения льготного финансирования у компании возникло желание диверсифицировать источники заемного привлечения средств. Холдинг выпустил облигации и в итоге почти в три раза превысил первоначальный план заимствований. Объем привлеченных средств в 2023 г. и первом квартале 2024 г. составил 534 млн руб. Теперь в планах руководства компании — ежегодно размещать новые выпуски на 150 млн руб.
— То есть компании выпускают облигации, когда возникают сложности при получении банковского кредита?
— Вовсе нет. Бизнес выбирает облигации по многим причинам. Среди основных — то, что не требуется залог, ковенантный пакет, отсутствует контроль за использованием средств. Кроме того, облигации — это возможность привлечь долгосрочное финансирование с удобным графиком гашения задолженности. О диверсификации источников финансирования я уже упомянул. Хочу отметить, что сам факт выпуска облигаций положительно влияет и на отношения эмитента с банками.
— Каким образом?
— В процессе выпуска облигаций зачастую пересматриваются бизнес-процессы. Компания выходит на новый уровень корпоративного управления, становится более открытой. Наличие кредитного рейтинга и аудиторского заключения повышает доверие к компании, появляется уверенность в ее платежеспособности. Проведение эмиссии свидетельствует о высокой компетенции менеджмента. Банки учитывают это и могут выдать компании кредиты на значительно лучших условиях, в том числе снизить по ним ставку.
— Считается, что облигации обходятся компаниям дороже банковского кредита. Это действительно так?
— Дебютные выпуски действительно дороже. Но выход на рынок облигаций — это стратегическое решение. Когда у организации уже будет публичная история, появится доверие со стороны инвесторов, стоимость заимствований снизится и может быть сопоставима с банковским кредитом. Учитывая, что могут уменьшиться и ставки по кредитам, средняя стоимость заимствований для компании, возможно, даже снизится.
Кроме того, снизить ставку по облигационным выпускам можно за счет государственной программы по стимулированию выхода субъектов МСП на фондовый рынок.
— Кто может на нее рассчитывать?
— Субъекты малого и среднего предпринимательства, разместившие облигации на публичном рынке, могут рассчитывать на государственную поддержку. Программой предусмотрено субсидирование по купонным выплатам до 70% от ключевой ставки Банка России. Эта субсидия позволяет компаниям снизить стоимость публичного долга.
В рамках данной программы также возмещаются затраты эмитента на процедуру размещения. Размер субсидии составляет до 2,5 млн руб., что покрывает значительную часть затрат на оплату услуг организатора и получение кредитного рейтинга. Мы видим, что ежегодно данные инструменты поддержки становятся все более востребованными. Растет как число эмитентов, которые воспользовались программой, так и объем субсидий. Так, в 2023 г. общий объем предоставленной поддержки превысил 700 млн руб., что больше, чем за три предыдущих года действия программы.
— Существует какая-то поддержка эмитентов помимо субсидирования?
— Да, во-первых, это «якорные» инвестиции от специализированного государственного МСП Банка — он может выкупить до половины объема выпуска. В 2023 г. банк выступил в качестве «якорного» инвестора для 12 выпусков объемом 2,6 млрд руб., выкупив облигации объемом более 650 млн руб.
Во-вторых, это поручительства от Корпорации МСП. В конце 2023 г. состоялась первая сделка по выпуску облигаций с ее поручительством. Эти меры призваны повысить доверие к эмитентам и обеспечить спрос на их облигации. Кроме того, при наличии поддержки от Корпорации МСП получение кредитного рейтинга становится необязательным.
— Достаточно этих мер, чтобы привлечь потенциальных эмитентов с Дальнего Востока?
— Мы считаем, что данные меры являются достаточно эффективными. Количество выпусков облигаций субъектов МСП в «Секторе Роста» Московской биржи в 2023 г. было больше, чем в 2021 и 2022 гг. вместе взятых. Меры поддержки хорошо помогают на этапе формирования спроса на использование инструмента со стороны бизнеса. После того как компании поймут, что облигации сами по себе являются эффективным способом привлечения финансирования, и массово начнут выходить на фондовый рынок, меры поддержки могут и не понадобиться.
В ходе коммуникаций мы получаем обратную связь от региональных эмитентов, и она положительная. Эмитенты строят свою финансовую политику с учетом заимствований на публичном рынке.
— Что бы вы посоветовали потенциальным эмитентам из нашего региона?
— Выход на публичный рынок — важный шаг для компании. Чтобы лучше разобраться в теме, рекомендую посмотреть тематические вебинары на канале Банка России в YouTube и ознакомиться с руководством для эмитента от Московской биржи.
Если компания принимает решение выпускать облигации, то следующим шагом необходимо выбрать организатора выпуска, который станет надежным «проводником» на рынок публичного долга. Для этого нужно ознакомиться со списком организаторов на сайте биржи, изучить их рэнкинг и историю прошлых выпусков на тематических ресурсах. Организатор сможет ответить на все вопросы в процессе подготовки выпуска и будет сопровождать компанию на всех этапах.