Кредитная активность в первом полугодии 2024 г. слабо замедлилась по сравнению со второй половиной 2023 г. под влиянием ужесточения денежно-кредитной политики.
«Этому есть несколько причин. Во-первых, льготные кредиты по субсидируемым ставкам и другие бюджетные стимулы снижали чувствительность кредита в целом к изменению ключевой ставки. Во-вторых, экономические агенты ожидали быстрого снижения ключевой ставки в течение 2024 г., в том числе из-за коммуникации Банка России в начале года. Многие компании привлекали кредиты по плавающим ставкам в ожидании ее снижения», – говорится в резюме по итогам обсуждения ключевой ставки.
В частности, прирост кредитов по плавающим ставкам составил почти 99% прироста всего рублевого кредитования компаний с начала года.
В-третьих, в отличие от прогноза Банка России по инфляции, собственные инфляционные ожидания экономических агентов оставались высокими. Поэтому компании и граждане оценивали реальные ставки по кредитам (номинальные ставки за вычетом ожидаемой инфляции) с учетом ожидаемой понижательной траектории ключевой ставки как относительно низкие. «В итоге высокие номинальные ставки по кредитам не сдерживали спрос на новые заимствования», – отмечают в ЦБ.
Кроме того, росту кредитования компаний и населения способствовало фактическое и ожидаемое ими увеличение доходов и прибыли. Компании рассчитывали занять новые рыночные ниши, окупив при высоком спросе свои затраты. Банки при этом не опасались наращивать объемы кредитования по высоким ставкам, полагая, что при растущих доходах компании и население смогут их своевременно обслуживать.
Все это стало одним из основных факторов, почему Банк России впервые с декабря 2023 г. поднял ключевую ставку – с 16% до 18% годовых, отметив, что баланс рисков на среднесрочном горизонте остается смещенным в сторону проинфляционных. На ближайших заседаниях ЦБ рассмотрит целесообразность дальнейшего повышения ключевой ставки.