В сфере коммунальных платежей россияне нередко сталкиваются с манипуляциями и разными формами обмана, если не вдаются в детали и не анализируют каждую строчку квитанции, утверждает общественный деятель, эксперт по ЖКХ Дмитрий Бондарь. Он рассказал, где скрываются неприятные для семейного бюджета сюрпризы, в беседе с «Газетой.Ru».
Наиболее частым и распространенным способом обмана является включение в документы услуг, которые на самом деле не оказываются.
«Например, управляющая компания может выставить счет за уборку подъездов, которая на самом деле не производится, или за обслуживание лифта в доме, где он отсутствует. Жильцы, не обращая внимания на эти детали, продолжают оплачивать «призрачные» услуги месяц за месяцем», – объяснил Бондарь.
Еще одна уловка – дублирование платежей, например, если в квитанции внезапно возникает отдельная строчка за услугу, которая уже включена в общедомовые нужды. В результате доверчивые люди платят за нее дважды. Это может быть, к примеру, освещение лестничных площадок.
«Нередки случаи, когда управляющие компании пользуются периодом индексации тарифов на коммунальные услуги, чтобы незаметно повысить стоимость и жилищных услуг. Еще один прием – это внезапное появление в платежках новых реквизитов, свидетельствующих о смене управляющей компании. Часто жители узнают о том, что в их доме якобы поменялась УК, только получив квитанцию с новыми данными. Такая ситуация может быть результатом мошеннических действий и требует немедленной проверки», – обратил внимание специалист.
Гражданам нужно быть внимательными, чтобы не стать жертвами подобных махинаций. Как только какие-то расходы, перечисленные в платежном документе, начинают казаться подозрительными, необходимо обратиться в УК за разъяснениями, по закону ответ предоставят в течение десяти дней.
«Если ответ управляющей компании не удовлетворяет или вовсе не получен, следующим шагом должно стать обращение в жилищную инспекцию. Этот орган уполномочен проводить проверки деятельности УК и выносить предписания об устранении нарушений», – отметил эксперт.
Если и жилищная инспекция не смогла помочь с решением проблемы, человек имеет право пожаловаться в Роспотребнадзор, специалисты ведомства объективно подойдут к разбирательствам и помогут добиться справедливости. Такое обращение нужно продублировать в ГИС ЖКХ.
«Если все предыдущие меры оказались безрезультатными, гражданам стоит подготовить жалобу в прокуратуру. В ней необходимо подробно описать ситуацию, приложить копии всех документов и переписки с УК и другими инстанциями. Прокурорская проверка может стать серьезным аргументом в пользу жильцов. Крайней мерой является обращение в суд. Судебное разбирательство может быть инициировано на основании материалов прокурорской проверки, если к моменту ее завершения управляющая компания так и не произвела перерасчет и не устранила выявленные нарушения», – заключил Дмитрий Бондарь.