Примерно около 40-50% – это традиционное телефонное мошенничество. Начиная с этого года значительным образом увеличилось количество звонков по мессенджерам, и сегодня эта цифра достигает примерно 50-60%. Ущерб россиян от действий мошенников, по данным Сбера, приближается примерно к 250 миллиардам рублей. Если этот тренд сохранится, цифра может достигнуть по итогам 2024-го года 300 миллиардов.
Сбер фиксирует активную работу украинских кол-центров в городе Днепре в отношении жителей Польши, Германии, Чехии, Израиля, Латвии, Литвы и Эстонии. Это может свидетельствовать о том, что обманывать россиян стало сложнее, либо о том, что мошенники решили расширить географию, чтобы повысить доходы.
Станислав Кузнецов, заместитель председателя правления Сбербанка: «Не менее 40% уходит на финансирование ВСУ. К сожалению, это реальность сегодняшнего дня. Поэтому наши знания про особенности схем телефонных мошенников, уровень нашей киберграмотности сегодня – это тоже вклад в то, чтобы не позволять финансировать вооруженные силы Украины. Примерно три четверти мошенников при совершении телефонных звонков используют одно из пяти слов. Либо это МВД, ФСБ, Центральный банк, либо это безопасный счет, либо пятое – это «сообщите код из СМС, тогда мы спасем ваши деньги, да». И если кто-то из наших граждан в телефонном звонке с неизвестного номера услышит одно из этих пяти слов, смело прекращайте разговор».
О телефонном мошенничестве и об эффективных мерах противодействия рассказал заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов в студии программы «Вести. Дежурная часть» на канале «Россия 24».
Звонки осуществляются как с подменных номеров по телефону, так и через мессенджеры, причем в некоторых случаях, когда идет видеозвонок, злоумышленники используют дипфейки, чтобы скрывать свое лицо или голос.
Сбер создал открытую библиотеку знаний по кибербезопасности «Кибрарий» для повышения цифровой и финансовой грамотности, где можно узнать про популярные сценарии, которые используют мошенники.