Стабильная экономическая ситуация – одно из ключевых условий локального развития бизнеса. Предприниматели ценят исчерпывающее регулирование, растущий спрос, лояльность в сфере кредитования и высокую покупательскую способность населения. Однако иногда бизнес приходится строить в совершенно неподходящее для этого время. Олег Белай – предприниматель, который знает об этом не понаслышке.
Глава ныне успешной Инвестиционной группы ТРИНФИКО начинал развивать компанию в 90-е годы. Тогда, после распада СССР, говорить о стабильности не приходилось. Тем интереснее история успеха предпринимателя, который в 21-летнем возрасте стал одним из основателей компании, в будущем занявшей лидирующие позиции на российском рынке.
Краткая биография бизнесмена
Белай Олег Викторович практически с детства интересовался предпринимательством, но был далек от бизнес-сообщества. Отсутствие связей и протекции влиятельных родственников, тем не менее, не помешали ему выступить сооснователем успешной в будущем компании.
Детство и юность
Будущий предприниматель родился в Москве, провел детство и окончил школу в Зеленограде. Его родители – инженеры. Среди близких родственников Олега Викторовича также не было людей, занимавшихся бизнесом.
Тем не менее, он начал зарабатывать уже в 17-летнем возрасте и рано понял, что хочет стать предпринимателем. Тем не менее, молодой человек также питал интерес к точным наукам и не исключал, что может пойти по стопам родителей.
Образование и интерес к предпринимательству
Ожидания стали реальностью. После окончания школы Олег Белай поступил в Институт электронной техники. Родители будущего бизнесмена также окончили этот вуз. Будучи студентом, он не исключал дальнейшего развития в научной работе. Однако со временем интерес к предпринимательству взял верх.
Во время учебы в вузе Олег Викторович был окружен единомышленниками, которые тоже видели себя будущими предпринимателями. Он часто общался и с действующими бизнесменами, перенимал их опыт, впитывал новые знания.
Развитие в бизнесе
Статистика по среднему возрасту предпринимателей в 90-е годы отсутствует, однако факт наличия в бизнес-среде огромного количества молодежи никто не оспаривает. Вчерашние студенты оказывались более гибкими и способными идти на риск в ситуациях, когда это было необходимо. Поэтому им чаще удавалось выстроить конкурентоспособный бизнес.
Управленческий опыт
За несколько лет до основания ТРИНФИКО Олег Белай уже успел поработать на руководящих должностях сразу в нескольких проектах. В дальнейшем управленческий опыт помог ему выстроить вертикально интегрированный менеджмент в собственной компании.
Олег Викторович отмечал, что речи об обучении на собственных ошибках не шло – он не допускал их даже при раннем участии в бизнес-проектах. Однако довольствоваться управленческой должностью в чужой компании он не мог и продолжал мечтать о создании своего бизнеса.
Основание информагентства
Сооснователем информагентства Олег Белай стал еще в студенческие годы. Интересно, что во время занятий журналистикой, основными темами материалов будущего предпринимателя были финансовые рынки.
Предприятие быстро стало успешным. Интерес к материалам молодых авторов проявляли ведущие СМИ того времени. Однако сооснователи информагентства решили отказаться от работы, несмотря на ее очевидные перспективы. Незадолго до этого они выделились в отдельное инвестиционное направление и решили продолжить работу именно в этом сегменте.
Собственный бизнес
Люди из окружения предпринимателя не раз отмечали, что он был готов к открытию своей компании, несмотря на молодость. Белай Олег Викторович еще в студенческие годы участвовал во многих бизнес-проектах и накапливал опыт, который в дальнейшем смог воплотить в эффективные управленческие стратегии для собственной компании.
Открытие ТРИНФИКО
Инвестиционная группа была основана в 1993 году. Она уже отметила 30-летний юбилей в статусе одной из наиболее успешных частных компаний в своей сфере в России. Однако в момент открытия ее сооснователи могли только мечтать о лидирующих позициях.
Небольшая компания, фактически выполняющая функции биржевого брокера, развивалась в условиях жесткой конкуренции. Но если с последней руководители успешно справлялись, то с независящими от них факторами все было сложнее.
Стоит понимать реалии того времени:
- Бизнес приходилось строить в условиях меняющегося законодательства – необходимые нормативы и законы постоянно дорабатывались и сменяли друг друга, быстро реформируя общую конъюнктуру.
- Население мало доверяло инвестиционным компаниям – причиной тому были недостаточная осведомленность граждан о соответствующих услугах и обилие предложений от мошенников.
- На рынок приходили зарубежные компании – многие из них имели фору перед отечественными игроками рынка. В том числе, из-за уже сформированных брендов, устоявшейся репутации.
- Предпринимателям приходилось проявлять гибкость – требовалось постоянное расширение перечня услуг, включение в число предложений возможности работы с новыми, едва появляющимися инструментами.
- Необходимо было эффективно управлять рисками – ни о какой стабильности не могло быть и речи, каждый день становился новым вызовом.
Однако даже при неблагоприятной внешней ситуации руководству ТРИНФИКО удалось добиться быстрого развития компании. Олег Белай отмечал, что стоять на месте было нельзя – это автоматически означало бы проигрыш в конкурентной борьбе.
Работа в условиях чередующихся кризисов
Свои коррективы в работу инвестиционных компаний вносили и сменяющие друг друга кризисы. Самым мощным из них стал дефолт, наступивший после краха «пирамиды ГКО». Самый мощный удар он нанес по репутации инвестиционных компаний. Их клиенты не всегда понимали причинно-следственные связи и обвиняли брокеров в потере денег.
Интересно, что соответствующие события еще за несколько месяцев до их наступления предсказывал аналитический отдел ТРИНФИКО. Однако изменить ситуацию было нельзя.
Олег Белай отмечал, что руководство компании вынесло из дефолта много ценных уроков. Если ранее безопасность активов была одним из направлений работы менеджмента, то с этого момента она стала абсолютным приоритетом. В дальнейшем в ТРИНФИКО был сформирован регламент ответственного инвестирования, реформирована система управления рисками.
Инвестиционная группа сегодня
Сейчас инвестиционная группа входит в число крупнейших частных профильных компаний. Одновременно она сохраняет независимость не только от государственного, но и от банковского капитала. Таковой была политика компании в момент основания, такой она осталась и сегодня.
Внимание к «зеленой повестке»
Олег Белай замечал в интервью, что широкой аудиторией часто неверно понимается смысл внедрения ESG-принципов в работу компании. Ведь речь идет не только и не столько об экологии, сколько об:
- устойчивом развитии;
- минимизации рисков;
- влиянии на планету и общество;
- социальной ответственности бизнеса;
- благополучии сотрудников.
Предприниматель убежден, что недооценивать значимость «зеленой повестки» для бизнеса нельзя. Сегодня, когда даже многие крупные корпорации отказываются от нее ради экономии, ТРИНФИКО продолжает следовать принятой ESG-стратегии.
Это позволяет обеспечить устойчивое развитие. Финансовые потери в моменте дают стабильность и перспективу прибыли в дальнейшем. А также позволяют компании реализовывать обязательства в сфере социальной ответственности бизнеса.
Текущие показатели и перспективы
В июле этого года НРА повысило рейтинг надежности и качества услуг инвестиционной группы до уровня «A+|ru.iv|», также присвоив «стабильный» прогноз. Последний означает высокую вероятность сохранения параметра в будущем.
Эксперты отмечают, что текущая оценка справедлива. На протяжении многих лет Олег Белай руководит ТРИНФИКО и погружается во все основные бизнес-процессы, происходящие в компании. Основу ее команды составляют опытные специалисты. Со многими из них предприниматель работает на протяжении нескольких десятков лет.
На данный момент инвестиционная группа предлагает брокерские и депозитарные услуги, является авторитетным игроком на рынке доверительного управления. Среди ее клиентов частные и институциональные инвесторы.
Особое внимание часто привлекают паевые инвестиционные фонды ТРИНФИКО. В том числе, созданные в рамках реализации ESG-стратегии. К последним можно отнести ОПИФ «ТРИНФИКО-Экофинанс» – инвестирующий в компании, которые следуют основополагающим принципам «зеленой повестки».
ТРИНФИКО продолжает развивать все основные направления деятельности, своевременно реагируя на изменения конъюнктуры рынка. В основе ее политики находятся принципы ответственного инвестирования, структурирования и безопасности активов.
Такая позиция позволяет инвестиционной группе на протяжении многих лет находиться на верхних строчках профессиональных рейтингов. Однако менеджмент компании скорее ориентирован на планомерное развитие компании, нежели на достижение успеха в моменте. Этот факт отмечают не только клиенты инвестиционной группы, но и авторитетные эксперты.
Личная жизнь и увлечения Олега Викторовича
Олег Белай называет себя счастливым человеком. Он знаком с супругой с юношеских лет. Пара вместе воспитала двоих детей, сегодня старается проводить как можно больше времени с внуками.
Несмотря на острую нехватку времени, Олег Викторович всегда находил возможности побыть с семьей. Он также рассказывает в интервью о хобби, среди которых называет мотоспорт, рыбалку, туризм. В целом предприниматель предпочитает активный отдых.
Особое место в его жизни занимает благотворительность. При этом Олег Викторович воспринимает ее немного не так, как большинство людей. Предприниматель стремится системно решать острые социальные проблемы, а не отправлять пожертвования «для галочки».
В частности, Олег Белай инициировал открытие благотворительного фонда, поставившего перед собой цель борьбу с бедностью. В дальнейшем предприниматель вошел в его попечительский совет. Фонд ставит одной из целей системную борьбу с бедностью. В том числе, путем поддержки НКО, реализующих эффективные проекты в этой сфере.