Объем выданных потребительских кредитов в сентябре составил 394,5 млрд руб., сократившись по сравнению с предыдущим месяцем на 27,2%, когда он составил 542,2 млрд руб.
Количество выданных кредитов снизилось на 25,7% к августу – с 3,31 млн до 2,46 млн единиц. Такие данные приводит Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).
«В сентябре сокращение выдачи потребительских кредитов существенно ускорилось, – отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. – Жесткая денежно-кредитная политика регулятора начала охлаждать рынок необеспеченного кредитования довольно высокими темпами. Вместе с тем возросшие доходы населения по-прежнему позволяют поддерживать кредитную и потребительскую активность на достаточно высоком уровне».
О том, что поведение россиян меняется, отмечали и в Центробанке. При этом склонность к сбережению средств за последние два года выросла более чем в два раза на фоне высоких ставок по вкладам, говорил генеральный директор Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Андрей Мельников.
«За последние два года у нас склонность к сбережению выросла более чем в два раза. Если несколько лет назад примерно 5-6% денежных доходов шло на вклады, то сегодня – уже 13,5%. Это тоже влияние тех ставок, которые у нас сейчас есть на рынке. То есть, по сути, у нас сейчас наблюдается ситуация, когда банковский сектор, как магнит, начинает стягивать ресурсы из других секторов. Это искажение, которого быть не должно», – сказал он.
По словам Мельникова, в последние два года происходит лавинообразный приток средств на банковские счета и вклады.
«В прошлый год – 10 трлн руб., рынок вырос на 21%. За полгода текущего года – уже 7 трлн руб., плюс 13% к базе. Очевидно, что это влияние тех ставок, которые у нас есть сейчас в экономике», – констатировал он.
Сберегательная модель поведения россиян сейчас Центробанку на руку. За растущим в последние месяцы спросом не поспевало предложение, из-за этого в стране ускорялась инфляция, объяснял регулятор. В ЦБ борются с разогнавшимися ценами повышением ключевой ставки. Депозиты для населения становятся привлекательнее, кредиты для бизнеса – дороже, а в совокупности это снижает потребительскую и деловую активность, охлаждая рынок. По крайней мере, так должно быть в теории. А вот на практике пока все иначе.