2024-10-22T08:08:18+10:00 2024-10-22T08:08:18+10:00

Опасные прецеденты дела «металлистов». Заниматься внешней торговлей станет опаснее

фото: Т. Меель/KONKURENT |  Опасные прецеденты дела «металлистов». Заниматься внешней торговлей станет опаснее
фото: Т. Меель/KONKURENT

На прошлой неделе по уголовному делу о незаконном экспорте металлолома случился казус. В рамках разрешения одного из вопросов председательствующая судья Татьяна Курышова открыто высказала мнение о том, что защитники и сами обвиняемые, имея финансовые ресурсы, способствовали убытию свидетелей обвинения за границу, и теперь последние не могут давать показания ежедневно, с такой скоростью, какая необходима суду и прокурору. А это, на минуточку, состав для уголовной статьи «Воспрепятствование правосудию». Как пишет деловой еженедельник «Конкурент», в ответ судье «прилетело» ходатайство на отвод. Но не успел один из защитников огласить это ходатайство, как другому адвокату Антону Бушмакову стало плохо от такого накала страстей и вызванная бригада «скорой» его увезла. В судебном заседании был объявлен перерыв.

Уголовное дело против предпринимателей и сотрудников ряда компаний, осуществлявших экспорт металлолома через причалы «Владморрыбпорта», возбудили еще в 2020 г. По версии следствия, они с апреля по декабрь 2019 г. по предварительному сговору осуществляли недостоверное декларирование перевозимых грузов и вывезли из России отходы и лом черных металлов стоимостью более 800 млн руб. Само недостоверное декларирование металлолома (признанного в 2017 г. «стратегическим товаром» и поэтому достойного статьи в УК РФ) заключалось в его цене, указанной в таможенной декларации. Конечно, она соответствовала внешнеторговому контракту и, по информации таможни, не отличалась от цен других экспортеров, но в дальнейшем лом продавался дороже, и это вызвало вопросы.

Недостоверное декларирование – это, по версии следствия, занижение цены путем сделок между связанными компаниями – так как иностранный трейдер (покупатель) также принадлежал одному из подсудимых. То есть через чужую компанию торговать на международном рынке можно, а через свою собственную – грозит весьма нешуточное наказание – лишение свободы.

Защита обвиняемых, да и они сами, утверждают, что все сделки были осуществлены сугубо по рыночным ценам, существовавшим на 2019 г. О том, что это может быть действительно так, говорит один важный факт: таможня не имела к компании-экспортеру претензий. Хотя уже после ареста обвиняемые добровольно согласились уплатить дополнительные таможенные пошлины. Могли бы и отказаться, но кому хочется сидеть в СИЗО?

В общем, еще в 2021 г. отдельное уголовное дело о неуплате таможенных пошлин было закрыто, и материального ущерба интересам государства в уголовном деле нет, по крайней мере, в предъявленном подсудимым обвинении. Но, по словам участников процесса, летом 2024 г. в их деле появился имущественный иск на всю сумму возможной конфискации товара (более 800 млн рублей!). Документ оформлен как компенсация ущерба Российской Федерации, и это, конечно, серьезно ухудшило ситуацию для подсудимых в ходе судебного разбирательства, оставляет им лишь призрачные шансы на благоприятный исход. Особенно с таким настроением судьи…

Деловой еженедельник «Конкурент» планирует в дальнейшем присутствовать на заседаниях, запросить в суде детальную информацию и проинформировать читателей в следующих выпусках.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ