На российском авторынке фиксируется значительное сокращение продаж: на 25% за первую неделю ноября. Эксперты ожидают дальнейшего падения рынка.
Падению предшествовал резкий скачок рынка: россияне активно скупали машины перед повышением ставок утилизационного сбора и последующего удорожания автомобилей.
«Все, кто хотел приобрести автомобиль, сделали это в сентябре – октябре, когда мы наблюдали практически 50-процентный рост. То, что дилеры завезли после повышения утильсбора, частично продается, но дальше мы определенно ждем падения продаж», – цитирует Autonews исполнительного директора ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Игоря Чикина. По его прогнозу, в 2025 г. рынок сократится на четверть.
Еще одним фактором стало увеличение ключевой ставки Банка России. Это привело к сокращению корпоративных продаж из-за высокой стоимости лизинга и снижению доступности автокредитов по причине высоких ставок и ужесточения требований к заемщикам.
С 1 октября был резко повышен утилизационный сбор на автомобили – на 70-85% (в зависимости от типа техники). С 1 января каждого года ставки будут индексировать на 10-20%. Базовые значения останутся прежними: 20 тыс. руб. для легковых автомобилей и 150 тыс. – для грузовиков, автобусов, прицепов, полуприцепов и т. д.
Индексация касается только тех машин, которые ввозятся юрлицами или для последующей перепродажи. Останутся прежними льготные коэффициенты для физлиц, ввозящих автомобили с двигателем объемом до 3 л для личного пользования.