Родителям рассказали, как ученики реагируют на конфликтные ситуации в коллективе, сообщает KONKURENT.RU.
В школьном классе можно выделить несколько групп учеников, которые будут по-разному реагировать на агрессивное поведение учителя. Об этом KONKURENT.RU рассказала психолог Анастасия Сюсюра.
Как пояснила эксперт, в школьном классе коллектив может походить на миниатюрную стаю. В таких условиях каждый ученик выполняет свою отдельную роль.
«Такое сравнение помогает лучше понять, как различные ученические группы взаимодействуют друг с другом и реагируют на авторитет преподавателя. Учитель, в роли лидера, нередко оказывает значительное влияние на общее поведение класса», – пояснила психолог.
В итоге в классе, как правило, можно выделить отдельные группы учащихся, у которых будет разная реакция на поведение педагога.
Так, например, одна группа учеников начнет активно поддерживать действия учителя, даже в том случае, если они будут агрессивными.
Причина в том, что для таких детей учитель – лидер. Дети стараются соответствовать его ожиданиям.
«Часто они проявляют ту же агрессивную или конкурентную модель поведения, которую замечают в учителе. Эти ребята могут демонстрировать строгость по отношению к одноклассникам, поддерживая дисциплину за счет других, менее уверенных учеников. Для них жизненно важно чувствовать себя частью сильной и влиятельной команды», – добавила Сюсюра.
Вторая группа иная. Как правило, в нее входят те ученики, кому отведена роль нейтральных наблюдателей за происходящим. Такие ученики могут не участвовать активно в происходящем в классе, однако отслеживать изменения в нем они будут.
«Независимо от их внешнего спокойствия, они испытывают внутреннее напряжение, опасаясь, что в любую минуту могут стать объектом агрессии. Они живут в постоянном ожидании, что любое их неправильное движение может обернуться против них самих. Такая позиция может привести к повышенной тревожности и чувству небезопасности», - подчеркнула психолог.
По словам эксперта, можно выделить и третью группу. Такие ученики пытаются не осознавать того, что происходит. Их стратегия – не замечать возникающих конфликтов. Причина такого поведения заключается в узкой стрессоустойчивости – нервная система таких детей не может справиться с насилием в классе. Избегание – их способ защиты.
«Это может проявляться в полной отрешенности и уходе в себя, что, в свою очередь, влияет на их способность к обучению и взаимодействию с окружающими», – подчеркнула эксперт.
Несмотря на разные реакции, ученики каждой группы сталкиваются с серьезными последствиями, если становятся свидетелями насилия в классе. При этом такие последствия оказывают серьезное влияние на их эмоциональное состояние, успеваемость и социальное развитие.
«Ученики, поддерживающие агрессивные модели поведения, могут испытывать трудности в развитии сочувствия и командной работы. Наблюдатели могут страдать от повышенной тревожности и неуверенности, что вредит их обучению и социальным навыкам. Дети, избегающие осознания происходящего, могут испытывать проблемы в личностном развитии из-за подавленных эмоций и напряжения», – пояснила Сюсюра.