2025-01-23T10:00:37+10:00 2025-01-23T10:00:37+10:00

Рыбопромышленники сопротивляются идее продавать рыбу на бирже. Почему?

Фото: freepik.com |  Рыбопромышленники сопротивляются идее продавать рыбу на бирже. Почему?
Фото: freepik.com

Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа (СПбМТСБ) предложила ФАС обязать участников рыбного рынка передавать ей сведения о внебиржевых сделках по продаже рыбы, как это делают в отношении нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, пшеницы и прочего. Рыбопромышленники этому активно сопротивляются.

Свое предложение СПбМТСБ выдвинула летом прошлого года. Биржа тогда предложила включить в перечень семь рыбных позиций: минтай, треску, лососевых, сельдь, пикшу, скумбрию и камбалу. На основе данных о внебиржевых сделках СПбМТСБ хочет сформировать индикатор рыночной цены рыбы, что якобы будет способствовать более прозрачному ценообразованию на продукцию и предотвращению спекуляции.

На рынке рыбной продукции сейчас нет репрезентативного индикатора рыночной цены, считает начальник управления развития новых товарных рынков СПбМТСБ Лариса Вовкивская. Существующие же мониторинги <Нацрыбресурса> на основе данных «Росстата», «РК-Профи» и Globefish отражают лишь цену предложения, а не стоимость реальных сделок.

Другой аргумент СПбМТСБ в пользу реализации своего предложения – возможность на основе сведений о ценах и индикаторов создать новые производные финансовые инструменты. Назвать эти инструменты на бирже, впрочем, не смогли.

Нововведения, о которых идет речь у нас, для мира не новость: рыбные биржи успешно функционируют в Норвегии, Японии, Южной Корее, Исландии и ряде других государств. При этом во многих странах сложились свои схемы торговли. Например, в Южной Корее правительство с 1999 г. развивает систему электронных аукционов на уровне региональных рыболовных кооперативов. А с 2008 г. в порту города Пусан действует самый крупный международный оптовый рынок (площадью 72 тыс. кв. метров) с товарооборотом более двух тысяч тонн морепродуктов в день. Для начала поставщик регистрирует здесь свою продукцию, затем реализует ее на аукционах участникам торгов – скажем, переработчикам, торговым сетям или специализированным оптовым структурам. А эти посредники поставляют рыбную продукцию розничным покупателям или мелкооптовым компаниям. Самим же процессом торговли на рынке руководят аукционисты: они определяют очередность, цену товара, претендентов и т. д.

В Норвегии система иная. Местное законодательство устанавливает, что любая реализация рыбы в <первые руки> с целью переработки, сбыта на внутреннем рынке или экспорта должна осуществляться только через специальные кооперативы, деятельность которых контролируется Министерством рыболовства. Впрочем, при всех различиях просматривается закономерность. Создание подобных сбытовых торговых площадок связано в первую очередь с тем, что от 60 до 90% вылова в мире приходилось на малые предприятия. А <рыбные биржи> эти товарные потоки объединяли, что было удобно потребителям. Большое исключение составлял Советский Союз: в нем рыбная отрасль функционировала как единая система, цены определялись государством, а потому и в бирже необходимости не было.

С тех пор, конечно, многое изменилось. С 1990-х годов до наших дней биржевая торговля в целом в России проделала сложный путь становления, но рыбаки шли своим путем – выстроили долгосрочные экспортные контракты. Отчасти это объяснялось и тем, что рыба – сложный товар для классической биржи.

Изменить ситуацию попытались в 2014 г., когда было создано АО «Дальневосточный рыбный дом», который проводил торги именно на площадке петербургской биржи. Впрочем, ДАРД как-то себя проявляла все же благодаря инициативе одного человека – Сергея Лелюхина, а объемы продаваемой через СПбМТСБ продукции были слишком скромными, чтобы оказать хотя бы какое-то влияние на ценообразование рыбопродукции в целом.

Аналогичную судьбу ожидает и инициатива СПбМТСБ, уверены рыбопромышленники. Так, по словам председателя Рыбного союза Александра Панова, отраслевое сообщество не очень понимает, почему в эпоху всеобъемлющей цифровизации нельзя получить ценовые индикаторы другим способом.

«У нас есть ФНС, которая видит абсолютно все сделки, и уровень ее работы настолько высок, что, на мой взгляд, данные, которые могла бы предоставлять ФНС в качестве индикаторов, абсолютно релевантны и корректны. У нас давно искоренены недобросовестные истории при экспорте и импорте, все цены также корректны и релевантны. И почему бы не брать в качестве индикаторов данные ФТС, тоже не совсем понятно», – отметил Александр Панов.

Главное препятствие выхода на биржу председатель союза видит в проценте, который площадка будет брать со сделок. Панин сообщил, что в настоящее время вопросы, связанные с организацией биржевой торговли рыбой, активно обсуждаются на площадке ФАС между бизнесом и биржами. Помимо СПбМТСБ к этому подключаются и другие биржевые площадки.

«Надеемся, что даже если биржевая торговля будет в каком-то обязательном варианте, то, соответственно, мы будем иметь хотя бы возможность выбора биржи, а не безальтернативно – только СПбМТСБ. Это даст конкурентную среду. И надеемся также, что это будет не более 10-15% от вылова, а не глобальная цифра», – заявил председатель Рыбного союза.

Экс-коммерческий директор ОАО «Дальрыба» Константин Кодолев также считает, что необходима определенная дифференциация: «Если говорить о мороженой рыбе, с головой или без, то это не вполне биржевой товар. Опять же видов рыб очень много. Это товар для аукционов. Что касается продукции из рыбы: филе, фарш из минтая, мука, данная продукция более унифицирована и может являться биржевым товаром. Цена продукции складывается из контрактов, на них можно опираться регуляторам при определении стоимости».

Главное, почему рыбопромышленники не спешат поддержать идею вывода продукции на биржу, – не хотят рисковать репутацией и деньгами. Так как качество морепродуктов, а соответственно, их стоимости, может здорово варьироваться от партии к партии. По объективным и субъективным причинам.

Георгий Мартынов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья, предлагает опираться на опыт ближайших соседей: «Часто бывал в Японии. Там есть законы о рыбных рынках, эти учреждения работают в каждой префектуре. Устроены рынки таким образом, чтобы была конкуренция, там по два хозяина. Однажды спросил у пожилого учредителя: как вы относитесь к идее рыбной биржи? Умудренный опытом японец ответил: «Отношусь плохо – как же я загляну рыбе в глаза?» Речь об определении свежести рыбы. Аукционы для оптовых продавцов и покупателей в Японии работают. Но это не биржи.

За десятилетия у нас сложились определенные связи для реализации рыбной продукции. В то же время, наверное, аукционы правильнее было бы проводить на территории России. Над чем надо работать. Ведь самые крупные поставщики минтаевой икры – Россия и США, а аукционы проводятся в Южной Корее. Потому что в этой стране создана соответствующая инфраструктура».

Александр Передня, член совета директоров РК «Восток-1»: «Понятно, что на биржу выпускается товар согласно имеющимся техническим условиям. Металл, если на нем стоит проба, будет покупаться одинаково хорошо: что в Москве, что в Париже. Рыба отличается не только по своим видам и районам вылова, разное качество будет в каждой партии. Казалось бы, охотоморская сельдь и олюторская, та же рыба. Но как отличается цена! Влияет, в какое время года добыта сельдь, в нерестовый и нагульный периоды рыба имеет разную консистенцию. Ловим ее на наживу, и для нас существенно, сорвется рыба с ярусного крючка или нет. Это зависит от того, плотная ли шкура на сельди или будет расползаться.

Если говорить о целях, которых добивается государство: для госучреждений главный принцип – купить рыбопродукцию подешевле. С другой стороны, для наполнения бюджета лучше, чтобы рыбу как можно дороже продали. Эти вещи входят в конфликт. Максимальную отдачу с точки зрения доходов для казны дает аукционный принцип. Но только в случае, если спрос на подъеме. Сейчас у рыбаков тяжелое время, потому что рынки сжались из-за санкционного давления. Две третьих выловленного в постсоветское время традиционно уходит на внешние рынки, и цены там на нашу продукцию снизились.

Увеличить объемы потребления внутри России очень сложно. Хотя есть дорогие виды, которые востребованы на внутреннем рынке, такие как угольная рыба, палтус. Мы надеемся на увеличение потребления макроруса, который по цене довольно доступен. 200 руб. за килограмм дикого белка в рознице - по нынешним временам немного. Вопрос, как описать рыбу на бирже. Допустим, мы взяли макрорус на крючок, а другой поймал тралом. Во втором случае мясо будет с подтеками, давленое. Наверное, можно указать, что рыба добыта траловым ловом, кто-то примет во внимание. Однако без инспекции покупать продукцию нельзя, весь мир так живет.

Я бывал на аукционах в Японии. Сначала ты обязательно воочию смотришь продукцию у нескольких участников. Самые популярные аукционы – тунцовые. Лежат туши, килограммов по 200, но тунец тунцу рознь, допустим, по консистенции мяса. Прежде чем назвать цену, рыбу прокалывают специальным щупом, определяют жирность. Каждый тунец питается по-своему. Разница существенная – 25 долларов или 30 за килограмм.

Дело в механизме. Когда вы покупаете красную икру, то при возможности ее пробуете. Где-то максимальная закладка консервантов и соли, горчит. Другой технолог рискнул, положил меньше добавок и удержал натуральный вкус. Нюансов по каждому из видов морепродуктов много. Допустим, краб различается по наполнению. Как здесь будет работать биржевой механизм? Мне кажется, на бирже можно было бы продавать готовую продукцию, допустим, рыбную муку, хотя там, вероятно, тоже будут нюансы».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ