2009-06-23T11:00:53+11:00 2009-06-23T11:00:53+11:00

Ошибки молодых

Валерий Белильцев, бизнес-консультант, дал свою оценку такому явлению, как молодежный бизнес.\n

— В чем заключается принципиальное отличие между молодыми предпринимателями и собственниками в возрасте?
— Молодые видят в розовом цвете будущее своего проекта и процесс его развития. Начинающим часто кажется, что если что-то начало получаться, то это навсегда. Взрослый предприниматель уже прошел через сложности и провалы, действует более аккуратно. Серьезной болезнью молодых является недостаток опыта. Они не видели даже со стороны, как работает крупный бизнес, между тем правила его ведения резко отличаются от малого или среднего.
— Чей бизнес наиболее устойчив к экономическим и бизнес-катастрофам?
— Бизнес, ориентированный на длительные стратегии. Хотя бы на поддержание семьи и близких людей. В этом случае владелец не идет на кратковременные риски (месяц или год). Ведь очень часто именно от кратковременности проекта или операции зависит, попал предприниматель в кризис внешней ситуации или удачно проскочил. Важно также, что в случае ориентации на продолжение бизнеса следующими поколениями меняются приоритеты и методы продвижения. Прибыль, деньги становятся не целью, а средством для развития и поддержания бизнес-проекта.
— Чем молодые руководствуются при открытии своего дела?
— Бизнес есть бизнес. Многое измеряется деньгами. Человек, который пришел в наем, сделал карьеру и получает в год $200 тысяч — вполне успешен. А если в год приходит $1 млн, то дальше уже почти не о чем мечтать. Для предпринимателя распоряжение в год двумястами тысячами долларов — это почти ничего. Относительно уверенно предприниматель себя чувствует, если в год его оборот составляет хотя бы $10 — 30 млн.
Лучший совет при открытии своего дела — не стремиться к деньгам, а делать то, что нравится. Начинают бизнес с одной из двух позиций: с удовлетворения имеющегося спроса (например, открытие аптеки, автозаправки или посредничество в торговой цепочке) или с новой идеи, схемы, не имеющейся еще на рынке. С этого начинали Билл Гейтс, Чичваркин, Дымов.
Бизнес не только идет за спросом, он еще и создает новые потребности. Необходимо понять, что ближе человеку: он бизнесмен, и ему все равно, с чего начинать (тогда развитие происходит по первому пути), или он человек с идеями, но еще слаб в бизнесе (тогда со второго).
— Среди числа юных бизнесменов много ли тех, кто строит бизнес, используя лишь собственные финансовые накопления?
— Собственных средств редко хватает. Сейчас часто случается, что семья выделила часть бизнеса или некоторую сумму. В девяностых помогали краткосрочные торговые операции — взял кредит, купил-продал, через двадцать дней вернул кредит и вложился в дело. Классическое определение экономики — «это наука об использовании ресурсов, которых всегда не хватает». Бизнесмен должен уметь использовать чужие ресурсы. В конце концов наемный персонал — это тоже чужие ресурсы. Этому мало учат в вузах, но строить схемы, реализовать их и отвечать за результаты — одно из основных качеств успешного предпринимателя.
— Каковы основные ошибки, совершаемые молодыми собственниками?
— Их много. Почему и проваливаются восемьдесят из ста бизнесов в ближайшие год-два. Первая ошибка: нечеткий ответ на вопрос: «Зачем открываю свое дело?». Если ответы — «деньги быстро заработать», «что я — хуже других?», «начну хоть что-то — потом разберемся», «тут вот дешево что-то достается», — то это и есть провальный путь. Конечно, это совершенно не означает, что ничего не получится, но процент удачи должен быть обязательно — договор с крупной фирмой, включение в крупную программу, резко изменились условия рынка в нашу пользу и т.п.
Ошибка вторая — считать других некомпетентными. «Все ничего не понимают, вот я приду и все быстро сделаю». Такое мнение должно быть доказательным, убедительным на рынке.
Третья ошибка — отсутствие предельной уверенности в себе, готовности идти до конца, что бы ни произошло, и кто бы что ни говорил. Доходит до конца не самый способный, а лишь тот, кто держит удары.
Четвертая: нежелание организовывать среду вокруг себя: «Мой товар или услуги нужны всем». Любую бизнес-ситуацию надо активно продвигать. И это не рекламные шаги, а именно организация среды.
Пятая: плохой бухгалтер и система безопасности.
Шестая: изъятие из бизнеса на личное потребление больше, чем позволяет баланс.
Седьмая: сесть на «кредитную иглу» и брать кредиты не на конкретное дело с конкретным сроком окончания, а «для пополнения оборотных средств».
Восьмая: переоценка в разы ликвидности и стоимости своего бизнеса.
Девятая: недооценка возможностей людей, которых привлекли для работы. Нельзя забывать, что человек — самая мощная производительная сила. Но многое зависит от того, умеете ли вы его мотивировать и использовать.
Десятая: успокоение после первых успехов. В этом случае вы рискуете потерпеть неудачу.
Евгения Стукова
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ