2009-07-28T13:47:42+11:00 2009-07-28T13:47:42+11:00

Акира Куросава, Мунзук и Приморский край

Ровно десять лет назад, 28 июля 1999 г., ушел из жизни актер Максим Мунзук, сыгравший Дерсу Узала в оскароносном фильме японского режиссера Акиры Куросавы. «Он и был сродни Дерсу», — говорил впоследствии режиссер о Мунзуке.\n

Путь охотника и режиссера
Максим Монгужукович Мунзук родился в г. Туве в 1910 г. в многодетной семье, где рождались только девочки, но в младенчестве все умирали. Девятые роды разрешились двойней: мальчик и девочка. И вновь судьба была жестока, на этот раз смерть забрала с собой и девочку, и мать. Живым остался лишь один мальчик, маленький Мунзук. Вскоре умер и отец.
Мальчик вырос и избрал путь актера, впоследствии стал еще и певцом, собирателем музыкального фольклора, композитором, педагогом, актером и режиссером театра.
В годы войны, в голодное время, чтобы прокормить семью, Мунзук вынужден был после работы на сцене идти на охоту. Этот опыт пригодился актеру в реализации роли охотника Тэхэ-Доржу в фильме «Пропажа свидетеля». Акира Куросава увидел его именно в этом фильме. В конце творческого пути Мунзук уже получил звания народный артист РСФСР, кавалер ордена Дружбы народов и купил старенький «Москвич», у которого мог на слух определить любую «болезнь».
В 1971 г. Мунзук только ушел на пенсию, как ему пришло приглашение сниматься в кино. Он об этом уже не мечтал. А о Приморском крае знал только понаслышке. В конце 60-х месте с тремя режиссерами Акира Куросава основал компанию «Четыре всадника» и поставил свой первый цветной фильм «Под стук трамвайных колес». Фильм рассказывал об обитателях городской свалки и с треском провалился, а «Четыре всадника» разорились. Куросава впал в депрессию. Доведенный до отчаяния, в декабре 1971 г. он попытался покончить с собой. Сделал шесть надрезов на шее и восемь на запястьях, но его спасли. Пытаясь выйти из кризиса, он обратился к природе и книге Арсеньева «Дерсу Узала», которую он читал еще детстве.
К 1971 г. тираж старого издания давно разошелся, а тот экземпляр, который был у Куросавы, сгорел во время войны. Единственный экземпляр книги Куросава смог найти только в библиотеке, где ему сделали копию. Героев Арсеньева режиссер хотел сначала снять на Хоккайдо, но потом понял, что природа этого острова не может сравниться с Уссурийским краем.
Для реализации замысла нужны были деньги, и Куросава решил обратиться в посольство СССР. Посол пообещал посодействовать. В СССР ухватились за эту идею — выделили на проект $4 млн и предоставили Куросаве возможность делать все, что заблагорассудится. «Если Куросаве понадобится, чтобы в тайге всплыла подводная лодка, то она должна всплыть», — шутил товарищ Сизов, тогдашний глава Госкино.
В марте 1973 г. Куросава начал работу над сценарием и поиском актеров. На главную роль приглашался Тосиро Мифунэ, однако он не нашел в своем графике свободного места. Приходил на пробу даже Кола Бельды, советский певец, исполнявший тогдашний хит «Увезу тебя я в тундру». Куросава отмахивался и постоянно просматривал советские фильмы.
Однажды он встрепенулся во время просмотра одного из малоизвестных фильмов и ткнул пальцем в экран на массовом эпизоде, указав на бегущего маленького кривоногого человечка. Никто не знал, кто это, даже режиссер этого фильма. Проведя настоящее расследование, Куросава выяснил, что это Максим Мунзук из тувинского музыкального театра.
«В тувинском театре нам сказали, что Мунзука увидеть нельзя, так как он ушел на охоту, — вспоминал оператор фильма. — Прошла почти неделя, срок нашей командировки был давно завершен, мы собрались улетать на следующий день, когда к нам в номер пришел странный человечек, прямо в своем охотничьем снаряжении. Его никто не назвал бы красавцем, поэтому мы прихватили в Москву еще двух актеров по-симпатичней».
Смотрины начались неудачно. Сначала запустили «симпатичных» — Куросава опять был недоволен и ворчал. Третьим пошел Мунзук. «Мы впихнули его в комнату к Куросаве, — вспоминали очевидцы, — а сами даже побоялись идти, подслушивая за дверью. После затянувшегося молчания мы из любопытства открыли дверь. — Куросава усадил Мунзука в собственное кресло и просто любовался им. Он и после всегда называл его своим самым любимым актером в жизни». Возможно, как и Арсеньев в Дерсу Узале, он увидел в тувинце Мунзуке родственную душу. Их родство мистическим образом прослеживается даже в датах рождения и смерти: оба появились на свет в один год и умерли с разницей в десять месяцев. Дружба и духовная связь, установившаяся между Куросавой и Мунзуком на съемочной площадке, продлилась до конца их жизни. На протяжении всего времени Мунзук получал поздравительные открытки на Новый год по лунному календарю.
В 1974 г. через месяц репетиций на «Мосфильме» интернациональная съемочная группа отправилась на Дальний Восток, где в течение восьми месяцев проходили съемки.
Бакши и Дерсу
В течение всего процесса съемок Мунзук писал письма домой, называя Куросаву «бакши», т.е. учитель. «Сегодня снимали довольно трудный эпизод, — писал он, — и я чувствовал, что бакши недоволен мной. Он терпеливо объяснял сцену, без особого напряжения добивался нужного результата. Я сам больше нервничал, меня поражала его внутренняя сила, выдержка и терпение в работе с актерами, другой бы на его месте давно накричал на меня».
«Что касается Мунзука, — констатировал Куросава, — то для меня это прежде всего очень интересный типаж. Его собственный характер, образ жизни чем-то сродни Дерсу: он так же любит охоту, лес, горы. Мунзук долгие годы проработал в театре, и это наложило на его игру отпечаток театральности, что поначалу было заметно. Ему трудно дался переход в кинематограф, он не всегда оставался естественным в своей игре. Но он много репетировал, особенно когда мы переходили от одного эпизода к другому и надо было осваивать новый текст, а затем находить синтез текста и действия. Сейчас роль у него получается, от съемки к съемке он работает все лучше».
Однажды Мунзук без дублера прыгнул в реку. По тайге разнеслось громкое «ура!». Все стали поздравлять актера, и тут молча подходит Акира Куросава, молча смотрит на Мунзука и молча обнимает его. Последний часто вспоминал этот момент и говорил: «Это была наивысшая похвала бакши. Мы все привыкли, что наш бакши всегда в темных очках, а вот когда он обнял меня после того прыжка и смотрел мне в лицо, вдруг захотелось их снять и увидеть его глаза».
Бывали минуты, свободные от съемок, и Куросава в такие минуты каждый раз уединялся. Он уходил туда, где повыше, где лучше обзор и откуда был виден прекрасный вид на Уссурийскую тайгу. Просто сидел и смотрел. В такие минуты актеры старались не попадаться ему на глаза. Покидая СССР по окончании работы, Акира Куросава плакал в московском аэропорту. В 1975 г. «Дерсу Узала» вышел в прокат и годом спустя был признан лучшим иностранным фильмом, получив «Оскара». Но на получение статуэтки русских актеров не пустили. Двадцать три года спустя актеру Соломину, сыгравшему Арсеньева, удалось увидеть Оскара, и эту «встречу» передавали по телевизору. Соломин в передаче прямо в камеру обратился: «Дорогой Мунзук! Я очень надеюсь, что смотришь эту передачу. Видишь, Максим Максимович (одной рукой он держится за статуэтку), этой рукой я держусь за себя, а этой — за тебя…». Вся семья Мунзука в это время смотрела телевизор и плакала. Немного успокоившись, Мунзук попросил еще раз показать ему фильм «Дерсу Узала». Смотрели всей семьей, по окончании сидели молча и довольно долго. Затем он попросил показать фрагмент передачи. В этот раз смотрел более спокойно и затем сказал: «Я счастлив… Ради этого стоило жить… Теперь можно спокойно уйти в мир иной…». Он умер через год.
Незадолго до смерти к Мунзуку стали «приходить» те, кто в разное время ушел из жизни. Он разговаривал с ними. Из разговоров можно было понять, что это были люди из детства, коллеги, друзья, родные и близкие. Но чаще всего он разговаривал с Акирой Куросавой. Порой просил, чтобы ему привели переводчика, мол, непонятно, что он говорит. Как-то раз они даже обсуждали сцену, где Дерсу беседовал с огнем. Со стороны это было похоже на мистику. Но у тувинцев говорят, что человек, проживший долгую жизнь, становится шаманом и может разговаривать с духами умерших. Один из актеров, снимавшихся в фильме, подарил корр. «К» экземпляр режиссерского плана. Последняя встреча Арсеньева и Дерсу называется «эпизод 101». «Лежит прикрытое рогожей мертвое тело. Арсеньев, не замечая рабочих, смотрит на прикрытый рогожей труп. Из-под рогожи торчат ноги. Арсеньев узнает обувь Дерсу...».
«В этой прощальной сцене мы намучились с Мунзуком, который не хотел «умирать» и отказывался ложиться в могилу, — вспоминал оператор фильма. — Мы уже накрывали его попоной перед камерой, а он все еще шевелился. Он был милым, забавным и суеверным человеком».
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»
НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ