Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, предусматривающий внесудебный порядок взыскания с физических лиц налоговых долгов. В случае принятия документ вступит в силу уже с 1 ноября 2025 г.
Внесудебный порядок взыскания призван в значительной степени сократить временные и финансовые издержки судебной системы РФ на проведение мероприятий по взысканию налоговой задолженности физлиц, вследствие чего ожидается повышение скорости и качества работы судебной системы по иным направлениям деятельности.
«По экспертным оценкам ожидается снижение заявлений о взыскании задолженности, направляемых на рассмотрение в судебные органы, в 4,6 раза в первый год после вступления в силу законопроекта», – отмечается в сопроводительных материалах к документу. Ко всему прочему, это позволит снизить почтовые и временные издержки судебных и налоговых органов (сейчас в среднем направляется в суды 6 млн взысканий о взыскании налоговых платежей в год, а средняя продолжительность взыскания задолженности составляет 12 месяцев.
По оценке Минфина, новые правила позволят сократить количество ежегодно направляемых в суды заявлений на 5,7 млн, а почтовые расходы – снизить на 2,2 млрд руб.
При этом законопроект предусматривает защиту налогоплательщика от неправомерных взысканий. При наличии возражения относительно сумм или процедуры взыскания долга его сумма изымается из совокупной обязанности налогоплательщика, взыскание приостанавливается или продолжается только в судебном порядке.
В целях повышения гарантий прав граждан в три раза увеличен срок на представление возражений о взыскании в сравнении с текущим регулированием сроков предоставления возражений на судебный приказ. Также отказ от судебной процедуры исключит избыточные судебные издержки, возлагаемые на граждан в виде госпошлины и исполнительского сбора, которые увеличивают основной долг по средней сумме иска в 30 тыс. руб. на 43%.
По предварительной оценке, экономический эффект от реализации законопроекта позволит одновременного снизить задолженность на 22,5 млрд руб. и обеспечить рост поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ на 22,5 млрд руб.
«Реализация законопроекта потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, в размере 0,9 млрд руб. на доработку автоматизированной информационной системы ФНС России, 1,21 млрд руб. на почтовые расходы, необходимые для информирования граждан о задолженности в переходный период в целях исключения конфликтных ситуаций», – говорится в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.