2025-04-18T10:32:41+10:00 2025-04-18T10:32:41+10:00

Экономика России находится между двумя сценариями поведения властей

Фото: freepik.com |  Экономика России находится между двумя сценариями поведения властей
Фото: freepik.com

Торможение российской экономики уже запущено и в ближайшие месяцы будет проявляться в полной мере во многих отраслях, а управление торможением и недопущение рецессии – ключевой вопрос повестки для Банка России и правительства. К такому выводу пришел управляющий директор по макроэкономическому анализу и прогнозированию «Эксперт РА» Антон Табах. Также он отметил, что сейчас экономика находится между двумя наиболее вероятными сценариями поведения властей.

Первый сценарий для российской экономики – разумная достаточность, вероятность реализации которого, по данным Табаха, резко выросла за последние три месяца, предусматривает замедление инфляции до 6,5-7% к концу года и снижение ключевой ставки до 18-19% к декабрю.

«Идущее замедление можно назвать целенаправленным: увеличение процентных ставок, сужение льготных программ кредитования, ограничение бюджетного импульса, сконцентрированного в приоритетных отраслях. Следует отметить, что высокие процентные ставки дорого обходятся бюджету – субсидирование уже выданных льготных кредитов и рост обслуживания флоатеров составят порядка 1,5-1,7 трлн рублей в 2025 г. Рыночные ставки закрепились на более высоких уровнях, чем ключевая, поэтому население активно сберегает, кредитование не растет и даже снижается в отдельных сегментах. Бизнес также сберегает излишки ликвидности, что ограничивает инвестиционную активность», – отмечает эксперт.

По его словам, при более быстром замедлении экономики, частичном ослаблении санкционного давления или усилении негативных процессов в мировой экономике возможно и более резкое смягчение ДКП до ключевой ставки в 16% при снижающейся инфляции в районе 6%. Бюджетные расходы при этом не должны существенно отклоняться вверх от утвержденного бюджета, в противоположной ситуации уже через два-три месяца инфляция будет получать новый импульс, что не раз можно было наблюдать в последние годы, добавил эксперт.

«При реализации такого сценария изменение сигнала может произойти уже в июне, а его жесткость смягчена в апреле. Снижение ставки может начаться уже в сентябре, если не поступят сигналы о более радикальном замедлении экономики. Мы считаем, что при сложившемся уровне бюджетных трат и накопленном эффекте от роста доходов населения это маловероятно, процесс замедления будет довольно инерционным. В сценарии замедляющегося роста по итогам года мы увидим повышение ВВП на порядка 1,5%, небольшое увеличение доходов – высокие ставки по депозитам и снижение кредитной активности станут фактором роста располагаемых доходов», – подчеркивает Табах.

При этом помешать смягчению риторики и денежно-кредитной политики в первую очередь, по его словам, может сохраняющийся значимый уровень инфляционных ожиданий и высокий показатель текущей инфляции. «ЦБ неоднократно обещал держать ставку, пока инфляция резко и ощутимо не замедлится, и это будет дополнительным аргументом против смягчения или за менее скоростной тормозной путь», – добавил эксперт.

Табах в то же время считает, что второй вариант, с дополнительным повышением ставок, выглядел более вероятным еще в декабре, однако обсуждение решения по ставке на февральском и мартовском заседаниях показывает, что сейчас он остается «на столе», но утратил приоритет.

«Основные предпосылки для дополнительной жесткости – это усиление инфляции из-за восстановления кредитного импульса или же повышения госрасходов, увеличения инфляционных ожиданий населения и бизнеса, снижения неопределенности в мировой экономике или же ослабления санкционного режима. Повышенный оптимизм и сохранение экономической активности на уровне последних лет будут восприниматься регулятором как повод усилить заморозку. В противном случае достижение цели по инфляции будет отложено еще на неопределенное время, что подрывает саму идею таргетирования», – отметил Табах.

Он также добавил, что в жестком сценарии предполагается дополнительное ужесточение денежно-кредитных условий и сильный спад экономической активности. «Торможение достигнет максимума к середине года, после чего можно будет сначала сменить риторику. В моменте повышение ключевой ставки сохраняется на столе для острастки рынка, но сохранение ставки в 21% до декабрьского заседания будет реализацией такого развития событий. Комментарии руководства ЦБ по итогам заседания 21 марта демонстрируют, что итоговый выбор пока не сделан – все зависит от экономических показателей», – подчеркнул эксперт.

В этом сценарии, по его словам, рост упадет практически до нуля, а в отраслях, не приоритетных для бюджета, будет отрицательным, как и кредитный импульс. «Спад в отдельных секторах приведет к снижению спроса на рынке труда, но в текущих демографических условиях рост безработицы будет номинальным даже в жестком сценарии. Финансовый рынок, скорее всего, окажется под сильным давлением, но будут простимулированы дополнительные сбережения, а вопрос дальнейшего перетока выросших с 2023 г. накоплений населения и резервов компаний будет отложен еще на какое-то время», – заключил эксперт.

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram