В России растет проблема псевдопроизводства обуви, что негативно влияет на отечественных производителей и рынок. Около трети продукции, выдаваемой за российскую, является «серым» импортом, что позволяет компаниям получать кредиты и участвовать в госзакупках.
Так, за III квартал 2024 г. в системе идентификации зафиксировали 153,3 млн произведенных в РФ пар, что на 39 млн. пар больше, чем указали производители. Правительство предпринимает меры по борьбе с этой практикой: оператор маркировки ЦРПТ и Роспотребнадзор планируют проверки до конца года.
Проблема стала заметной после введения обязательной маркировки обуви в 2024 г. Расхождения между данными системы «Честный знак» и Росстата указывают на наличие контрафактной продукции. Импортеры ввозят дешевую обувь под видом заготовок, минимизируя пошлины, и доводят ее до готового состояния в России.
Минэкономразвития предложило ввести пошлины на импортные заготовки, что поможет создать равные условия для российских производителей. Псевдопроизводства снижают долю отечественной продукции на рынке, которая упала с 25% в 2020 г. до 15-18% в 2025 г.