Появление новых заявок в Роспатенте от ушедшего из РФ иностранного бизнеса не стоит трактовать как признак возвращения. В большинстве случаев это стандартная юридическая процедура, направленная на сохранение прав на бренд. Об этом KONKURENT.RU рассказали эксперты.
«Компании защищают свои активы на случай возможного возобновления работы в будущем, но это не означает, что такое решение уже принято. Чтобы избежать ошибочных выводов, необходимо анализировать не только факт подачи заявки, но и другие признаки – официальные заявления компаний, изменения в структуре бизнеса и рыночные тренды», – говорит Алена Сергиенко, генеральный директор Владивостокского филиала «Технопарк Приморье».
Компании часто подают заявки исключительно для поддержания правовой защиты своего бренда. По российскому законодательству, если товарный знак не используется в течение трех лет, его могут аннулировать по заявлению третьих лиц. Чтобы избежать этого, правообладатели периодически обновляют регистрацию, даже если не ведут активную деятельность в РФ.
«Товарный знак – интеллектуальная собственность. Без регистрации его может присвоить кто угодно. Представьте, на рынке появляются «Hyundai» с кривой сборкой и некачественными деталями. Удар по репутации колоссальный!» – добавляет в свою очередь Светлана Хаустова, PR-директор компании ООО ВШК «Альянс-Импорт».
Зарегистрировать популярный бренд и потом продать его владельцу за круглую сумму – схема не новая, говорит Хаустова. Превентивная регистрация – защита от такого «рейдерства» или «шантажа».
«Также товарный знак – барьер для «серых» поставок. Пока производитель не внесен в список разрешенных для параллельного импорта, его продукцию без разрешения ввозить нельзя. Это работает как защита от недобросовестной конкуренции и позволяет контролировать качество продукции», – уточнила Светлана Хаустова.
«Следует также понимать, что большинство компаний не уходили – они переименовались. То есть изменили схему работы: перешли на франчайзинг, сменили название или передали бизнес локальным партнерам. Подача заявки на товарный знак – это превентивная мера, а не сигнал о возобновлении продаж», – добавляет Алена Сергиенко.
В последнее время иностранные бренды, ушедшие из России на фоне ужесточения санкций, активно регистрируют свои товарные знаки в Роспатенте. Так, 26 апреля стало известно, что сеть фастфуда McDonald's подала заявку в Роспатент на регистрацию товарного знака «Макдоналдс». Заявка находится на стадии экспертизы.
Заявки на регистрацию подали также Coca-Cola, Starbucks, Mercedes, Microsoft, Nissan, Disney, Universal, Procter & Gamble, Pepsi, Moët Hennessy и другие иностранные компании. При этом Роспатент уже зарегистрировал товарные знаки Rolex, Chanel, Louis Vuitton, Kia, Hyundai и IKEA.