2003-05-20T15:30:00+11:00 2003-05-20T15:30:00+11:00

Благоустройство Владивостока: взгляд в прошлое

С благоустройством поста Владивосток, основанного в 1860 г., на первых порах никто особо не спешил: жителей — раз-два и обчелся, разного рода строения стояли кучно, а посему считалось, что достаточно и троп, проложенных по оврагам и сопкам между домами.

Начинали со Светланской

Возможно, так продолжалось бы и дальше еще какое-то время, однако на 12-м году существования Владивостока стало известно: к нам едет «ревизор» — великий князь Алексей Александрович (23-летний сын Александра Третьего), после чего и начались первые благоустроительные работы в посту. Главным образом они заключались в наведении порядка на основной тогда улице-просеке Владивостока Американской, или, проще, «Американке», неофициально названной так по имени парохода-корвета «Америка». Так что пускать пыль в глаза высокому начальству придумали не в советское время, как обычно принято считать. Все это практиковалось еще в эпоху царя-батюшки.

Работы были немудреными: засыпались ямы и овраги, убирались камни-валуны, выкорчевывались пни от спиленных первопоселенцами вековых деревьев. На следующий, 1873 год эта грунтовая дорога, тянувшаяся тогда вдоль Золотого Рога от оврага, где нынче стоит «Белый дом», и другого оврага, где теперь находятся банк «Приморье» и кинотеатр «Комсомолец», получила официальное название — улица Светланская (в честь фрегата «Светлана», на котором посетил Владивосток осенью 1872 г. великий князь Алексей Александрович).

К середине 70-х гг. стали образовываться и другие улицы: Алеутская, Суйфунская, Посьетская, 1-я Портовая и еще около десятка, представляющие из себя те же просеки-грунтовки, что и Светланка, т.к. средства на обжитие поста по-прежнему выделялись ничтожные. Как писал современник: «Вообще и второе десятилетие в жизни Владивостока не вывело его из степени захолустного городка. Он жил по-прежнему крохами, падающими с казенного стола, причем львиную долю этих крох подбирали иностранные пришельцы и увозили к себе на родину...».

Знаменитый автор «Петербургских трущоб» писатель Вс.Крестовский, посетивший Владивосток в 1880 г., писал о тогдашнем облике города нашенского: «Бестолковая беспорядочность и крайне неудобная разбросанность как строений, так и того, что здесь называется улицами, становится еще поразительнее, когда сойдешь на берег и взглянешь на все это вблизи, а в особенности, когда сам попытаешься пройти по этим «улицам», взрытым водомоинами, местами загроможденными камнями и крупной галькой. В особенности по вечерам это опасные капканы, вследствие переплетающихся корневищ, ямин и неровностей почвы. Здесь нередки случаи, что люди даже в лунные вечера, спотыкаясь обо все эти предметы, получают вывихи и ломают руки, ребра...».

Первые фонари, тротуары

Первые фонари во Владивостоке стали устанавливаться в 1879 г. Они были местной работы — грубой и некачественной — и ставились на первых порах лишь на Светланской, т.е. в центре поста (всего 50 единиц). В этом же году пост был разбит на девять участков для улучшения наблюдения за его санитарным состоянием, и во главе каждого участка был назначен специальный надсмотрщик. Тогда же для предупреждения пожаров ввели ночной патруль из военнослужащих. Для тушения пожаров в распоряжение полицмейстера было выделено 8 лошадей, 4 бочки, 2 брандспойта.

В 1880 г. Владивосток был возведен в ранг города, однако этот статус мало что изменил в его жизни на первых порах. А тут еще свиньи достали. Многие обыватели к этому времени обзавелись этой живностью (в некоторых дворах насчитывалось по 150-200 хрюшек), которая безнадзорно целыми стадами бродила по улицам, где ни попадя, разрывая и без того обезображенные рытвинами и оврагами улицы. Полиции даже пришлось пригрозить их хозяевам через газету, что бродячие свиньи будут отлавливаться и уничтожаться.

В 1883 г. местные власти приступают к приведению в порядок грунтовых улиц в центре города: засыпке ям и колдобин, выкорчевыванию пней, очистке от камней, устройству сточных канав по обочинам дорог. Тогда же изгоняются по специальному постановлению из города свиньи в Куперовскую падь (район, где нынче находится «Дальпресс»). Запрещается выделка кож в центре города. Улицу Светланскую для удобства проезда транспорта расширяют с 6 до 10 саженей. Для жителей города обустраивают 21 колодец. Из Германии выписывают и доставляют во Владивосток дополнительно к имеющимся еще 100 фонарей для освещения улиц. На следующий год городская дума установила наконец места для вывоза нечистот и навоза. Под них определили: овраг за Госпитальной падью, Куперовскую падь и проруби, которые зимой должны были устраиваться городской управой. Тогда же дума приняла решение высадить деревья вдоль главных улиц Владивостока.

А в 1885 г. в городе нашенском появляются наконец первые тротуары. Были они деревянные, к тому же имелись только на улицах Светланской и Лютеранской. На Светланской устраивать тротуары обязали домовладельцев за их же счет. И лишь спустя четыре года тротуары начнут появляться на Алеутской, еще позже на других улицах, прилегающих к центру города, а сами улицы стали посыпать гравием. Правда, он быстро превращался в пыль, от которой обывателю не было спасения. Местная пресса по этому поводу тогда писала: «Пыль на наших улицах в настоящее время становится бичом нашим. В особенности мы можем сказать это про Светланскую улицу, где с раннего утра до поздней ночи большое движение экипажей, т.к. она единственная артерия сообщения железнодорожного квартала с остальной частью города. Следуя по ней, и шагу нельзя ступить, чтобы не набраться массы мелкой, едкой пыли; как же выйти нам из столь тягостного положения? Ответ весьма прост. Думе следует только обязать каждого домовладельца в известные часы дня, например, в настоящее время года, пока еще нет морозов, в 7 часов утра и 2 часа дня поливать у своего дома. Есть и другой выход. Во время выездки пожарных лошадей проводить поливку улиц». А жители улицы Алеутской, не дожидаясь милости от властей, за свой счет устроили ее поливку, борясь с пылью.

Несмотря на то что проку от посыпки улиц щебнем было мало, местные власти в 1895 г. вновь посыпали их гравием, на что ушли немалые средства — 42 тыс. руб. В связи с этим газета задавалась вопросом: «Не лучше ли было эти деньги пустить на отмостку улиц камнем?».

Однако камень применять для мощения мостовой стали лишь в 1899 году. На Светланской (на отрезке от перекрестка Алеутской до Прудовой, где ныне стоит кинотеатр «Комсомолец») и на улице Алеутской. На эти работы ушло девять лет. Затем приступили к постройке булыжной мостовой на улице Пекинской (адмирала Фокина). А улицу Суйфунскую (Уборевича), к примеру, замостили только в 1913 г., т.е. на 53-м году существования Владивостока, а ведь на ней находились такие учреждения, как городская управа, полицейское управление, пожарное депо.

В 1899 г. впервые было проведено и широкомасштабное озеленение Владивостока: высадка деревьев и кустарников на Светланской и некоторых других близлежащих улицах. Тогда же были разбиты и цветочные клумбы, однако для зеленых насаждений тут же обнаружилась новая напасть: противные бродячие козы из домашних подворий стали безжалостно уничтожать все вокруг.

В 1901 г. городская дума утвердила размеры тротуаров. Так, для главных улиц они должны были быть шириною 3, а для второстепенных — 2-2,5 аршина. В том же году по приказу военного губернатора во Владивостоке впервые были пронумерованы дома. В постановлении говорилось: «Домовладельцы города обязаны иметь на домах доски с обозначением части города, квартала, № участка, № дома и фамилии владельца, причем четные № должны быть на одной стороне улицы, а нечетные — на другой». А на следующий год началась официальная уборка улиц дворниками. В основном центральных. Правда, этот люд махал метлами не ранним утром, а когда было ему удобно, как правило днем, когда улицы были наполнены прохожими.

В 1907 г. по решению городской думы стали устанавливаться фонари с указанием улиц, а на домах — фонари с табличками, где значилась фамилия владельца и номер дома. А на следующий год город начинает строить трамвайные пути на Светланской. В этом же году были сооружены виадуки в районе пересечения Светланской, Алеутской и Пекинской (адмирала Фокина). В то же время начали строительство городской канализации (до этого обыватели всяческие нечистоты нередко попросту выплескивали на улицу у своих домов).

В город пришло электричество

В 1912 г. вошла в строй городская электростанция, что, безусловно, также являлось весомым вкладом в благоустройство города. В электроэнергии нуждались и вступивший в строй трамвай, и люди. Заметим, что первая электростанция зажгла лампочки в городе нашенском еще в 1893 г., но она была частная, принадлежала торговому дому «Кунст и Альберс» и освещала только магазин — ныне ГУМ и квартиры сотрудников. В 1898 г. другой торговый дом «Чурин и Ко» обзавелся собственным электричеством. А с 1900 г. лампочки поочередно загорелись в управлении Уссурийской железной дороги, на вокзале, в Русско-Китайском банке, порту, ряде магазинов и т.д. Интересная деталь: как только появилась возможность подключиться к городской электростанции, многие обыватели расстались с частными станциями. Причина в цене киловатт-часа: город отпускал «свет» по 28 коп., в то время как у частников он шел по 40 коп. Правда, в 1916 г. городская дума, ссылаясь на трудное военное время, повысила тариф до 35 коп. за киловатт-час.

В 1916 г. городская дума наконец дозрела до того, что приняла решение о создании специальной рабочей артели для регулярного ремонта городских дорог. А вот проблему обеспечения горожан водой местная власть так за все годы и не решила, пытаясь отделаться устройством колодцев, а не строительством водопровода.

В заключение этих кратких заметок, посвященных благоустройству города в эпоху царя-батюшки, надо отметить, что несмотря на все попытки привести город нашенский в божеский вид, он продолжал оставаться необустроенным, неуютным, с множеством неразрешенных проблем, что отмечали многие местные и заезжие современники.

 

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ