Совокупный объем инвестиций в 30 наиболее перспективных автодорожных проектов, реализация которых может стартовать в 2025–2030 годах, превышает 2,76 трлн рублей. Это следует из расчетов ВТБ Инфраструктурный Холдинг, представленных в рамках ПМЭФ-2025.
Среди лидеров по объему возможных вложений на региональном уровне:
· Краснодарский край – 1,38 трлн рублей,
· Нижегородская область – 303 млрд рублей,
· Санкт-Петербург и Ленинградская область (совместно) – 252 млрд рублей,
· Приморский край – 133 млрд рублей,
· Республика Башкортостан – 131 млрд рублей.
На эти регионы в совокупности приходится 80% всех потенциальных инвестиций в рамках топ-30.
«Сегодня автодорожная инфраструктура – это не просто строительные объекты, а фундамент для развития экономики регионов. Инфраструктурные проекты создают точки роста в регионах, стимулируют строительство, логистику и занятость. Потребность автодорожной отрасли во внебюджетном финансировании в ближайшие годы останется высокой. Для запуска новых проектов будет важна активность регионов и частных инвесторов в использовании инструментов, облегчающих финансовую нагрузку на проекты. Среди ключевых инструментов поддержки отрасли отмечу государственно-частное партнерство, инфраструктурные облигации, специальные казначейские кредиты и капитальные гранты. Их своевременное применение поможет сгладить волатильность строительного рынка, снизить нагрузку на бюджеты регионов и обеспечить реализацию масштабных инициатив даже в условиях ограниченного государственного финансирования», – прокомментировал Виталий Сергейчук, член правления ВТБ
По мнению ВТБ, создание пула перспективных инфраструктурных проектов – не только автодорожных – с согласованным на государственном уровне форматом реализации на длительном горизонте могло бы существенно ускорить развитие отрасли. Такой подход обеспечит устойчивость и предсказуемость для всех участников рынка, а также мобилизует ресурсы для достижения максимального социально-экономического эффекта.
В рейтинг вошли только те проекты, по которым на май 2025 года не был определен подрядчик или концессионер и не проводились открытые конкурсы. За рамками исследования остались проекты, реализация которых в ближайшие шесть лет представляется маловероятной.