С чего начинается
Человек, решивший инвестировать в премиальный ночной клуб не столько для души, сколько с целью извлечения дохода, должен понимать, что залог успеха в этом бизнесе — это правильная концепция, сфокусированная на определенный круг посетителей.
Дмитрий Сапрыкин известен во Владивостоке тем, что запустил два успешных проекта (клубы Outhall и «Окно», оба уже отработали свое и закрылись). По его мнению, в самом слове «клуб» заложено определение — «собрание, сообщество людей по интересам», а коммерческий успех ночного клуба зависит от того, созданы ли условия для роста этого сообщества. «Я делаю клубы начиная с гостя, который туда придет, — говорит Сапрыкин. — Во-первых, создается портрет человека, который станет потребителем. Во-вторых, рисуется портрет группы этих людей, и определяется, чего им не хватает. Если говорить о клубах необщедоступных, то немаловажно при формировании групп попутно определить, как они друг с другом общаются, какие в них есть связи. Установив, кто эти люди, чего они хотят, что будут у нас покупать, определяемся с местом, в которое им было бы удобно прийти, где пролегают их обычные маршруты.
Если найденное помещение подходит по размерам и экономическим параметрам, можно начинать строить, наполнять клуб определенной атмосферой и углубляться в детали, из которых и состоит этот ночной бизнес. Во-первых, собираем интерьер, в котором будет комфортно и удобно. Во-вторых, наполняем клуб продуктами, музыкой, цветом, светом, запахом и всем прочим, что влияет на органы чувств человека. Наконец, определяемся с графиком работы.
Если есть отклонения от правил и люди не приходят, то эту тропу для них надо протоптать, что довольно сложно. Потребуются многочисленные пиаровские и маркетинговые ходы, создающие имидж.
Создать и открыть клуб — это лишь 30% успеха заведения. Далее начинаем формировать команду, а также наполнять клуб атмосферой, за которой люди захотят к нам прийти. Есть такое правило: атмосфера считается успешной, если человек пришел к тебе, отдал все, что у него есть, и счастливый, уходя, спросил, не должен ли он еще чего-то.
Потом начинается самый сложный этап — работа с клиентом. Определяется, что ему нравится или не нравится, с кем он общается, в какой атмосфере получает удовольствие. Исходя из этого, под гостей создаются мероприятия. Одни клубы занимаются еженедельной сменой программ, а другие поддерживают стабильную хорошую атмосферу, которую создают сами посетители. Идеальный вариант, если люди приходят в клуб, чтобы попасть в постоянный круг своего общения, и в этой среде интересно находиться.
Если соблюсти хотя бы часть правил по выбору места, времени и персонала, то в результате естественного отбора нужная клубу аудитория придет сама. Но музыка, продукты, алкоголь, посуда и мебель у всех одинаковые. Магия создания нужной атмосферы состоит в том, чтобы интуитивно ее прочувствовать и понять».
Контроль и звезды
Статус модного заведения заставляет ночной клуб блюсти и поддерживать качество своей аудитории. Как театр с вешалки, так ночной клуб начинается с face control (FC). Длинная очередь из желающих попасть в клуб на входе свидетельствует о популярности клуба, а «народная молва» о жестком отборе создает интригу и ауру заведения для избранных. Это привлекает к нему внимание немногочисленной, но очень активной постоянной клубной аудитории. Примеры правильных очередей в свое время демонстрировали Outhall (пионер внедрения жесткого face control) и молодежный Placebo.
Сергей Трегубов, арт-директор кафе-клуба CUCKOO: «Работа внутри клуба очень важна, но хорошее заведение начинается с качественного face control. От него зависит «чистота» публики. Не секрет, что если в клубе много красивых девушек, то будет и немало состоятельных мужчин. Высокое качество постоянной аудитории и дает клубу право войти в премиум-сегмент».
Анна Мукомел, арт-директор ночного клуба «Арена»: «У фэйс-контрольщиков есть определенные установки. Самые элементарные из них: гость не должен быть сильно пьян, агрессивен. Естественно, всех вип-гостей нужно знать в лицо, тем более что во Владивостоке их не так много. Что касается остальных посетителей, то это должны быть молодые, модные и позитивные люди. Как правило, face control знает стабильную молодежную тусовку, которая постоянно ходит в клубы. Но в то же время заведению постоянно нужны новые лица.
Во Владивостоке премиальный клуб не может себе позволить отбирать только нужных ему гостей с помощью ценовой политики, как на входе, так и на кухне, в баре. Во-первых, в городе нет большого числа приезжих, готовых в поездке потратить на отдых большие деньги, во-вторых, как я уже сказала, число местных потенциальных вип-гостей ограничено. Наконец, у нас не маленький закрытый клуб, рассчитанный на 150-200 человек, который мог бы выставлять астрономические цены лишь за то, что в нем будет строго ограниченный состав гостей. У нас слишком большие площади. Поэтому основная цель, которую мы поставили, — выдерживать стабильную тусовку».
Непростой состав аудитории ставит модный ночной клуб перед дилеммой. С одной стороны, публика любит постоянство и стабильность, с другой, ее сложно чем-то удивить, но и не удивлять нельзя, так как в поисках новизны гости перетекут в другие заведения.
Сергей Трегубов полагает, что сохранение традиций и стремление постоянно удивлять публику в клубе нужно правильно сочетать: «Безусловно, важно сохранять такие традиции, которые влияют в целом на качество отдыха гостей: высокий класс обслуживания, постоянная работа с посетителями (FC), качество кухни и т.д. Однако наличие фактора удивления в клубе само по себе может стать традицией. Если гости, приходя в клуб, не будут постоянно видеть в нем что-то новое, заведение быстро наскучит, и к нему потеряют интерес.
Но однотипные нововведения тоже надоедают. Было время, когда массовое распространение получили тематические вечеринки. Но постепенно клубы по всему миру от них просто отказались. Сейчас наблюдается обратная тенденция — интерес к тематическим вечеринкам возвращается, но с некоторыми оговорками. Приходится так выдерживать баланс, чтобы они опять не наскучили гостям клуба».
Анна Мукомел: «Что касается программы, то здесь нужно всегда держать палец на пульсе интересов аудитории. Этой публике все очень быстро надоедает. С другой стороны, для многих вип-гостей важна стабильность окружения, в которое они попадают в клубе. Они хотят находиться среди тех, кого знают и с кем дружат. В такой среде им комфортно».
По мнению Трегубова, приглашение звезд, особенно зарубежных, — еще одна важная отличительная черта премиального заведения: «Хороший клуб всегда в тренде современных музыкальных течений, и, соответственно, приглашаются только актуальные звезды. Однако отдаленность Владивостока от центральных регионов России и стран Европы делает такие выступления очень дорогостоящим для клуба удовольствием. Посчитайте сами, во сколько обходится, например, приглашение ди-джея из Лондона, который летит в Приморье в бизнес-классе. Именно поэтому по количеству выступлений зарубежных звезд можно судить о статусе клуба».
Тест-драйв
Дмитрий Сапрыкин: «Построить ночной клуб — это только 30% дела, чтобы обкатать всю систему, еще потребуется время. Например, пятизвездочные отели в мире делают такой тестовый период, когда гости за бесценок пользуются их услугами. Тем временем выявляются ошибки, персонал на практике учится работать с клиентами. И лишь пройдя этот этап, отель ставит нормальные цены и объявляет об официальном открытии. Чтобы впоследствии гости получали соответствующий сервис и атмосферу.
На мой взгляд, как и всем заведениям, которые связаны с обслуживанием людей, то же самое имеет смысл делать ночным клубам. Самая распространенная ошибка заведений Владивостока в том, что, например, вечером у них открытие, а утром персонал еще докрашивает потолки и таскает мебель. В итоге на посетителях в течение месяцев ставят эксперименты с меню, поварами, продуктами и прочим. Это на корню убивает все начинания и первое впечатление».
Евгения ДУБОВИК