В России в последнее время участились случаи автосписаний по СБП без согласия владельца счета. Это происходит из-за того, что продавцы при разовых платежах привязывают карту к сервису, рассказал юрист Александр Хаминский Общественной Службе Новостей.
По словам специалиста, подобные ситуации являются нарушением гражданского и потребительского законодательства, так как подразумевают утрату гражданином контроля над собственным счетом. Часто с этим сталкиваются россияне, которые используют карту для оплаты услуг на различных агрегаторах и сервисах, оформления подписок на онлайн-кинотеатры.
«Пользователь, планируя разовый платеж в несколько сотен рублей, спустя какое-то время неожиданно обнаруживает регулярные списания. Потери могут составлять десятки тысяч рублей в год и более», – подчеркнул юрист, отметив, что потом отменить такие списания очень сложно в силу того, что СБП не поддерживает механизмы chargeback.
Чтобы избежать таких случаев, нужно регулярно проверять разделы «автоматические платежи» или «автоматические переводы» в приложениях банков, отметил Хаминский. Кроме того, не нужно спешить с функцией привязки карты к тому или иному сервису, так как само по себе отсутствие альтернативы – уже сигнал о недобросовестности продавца.
Если же подозрительные списания уже произошли, то нужно начинать разбирательство с запроса разъяснений в банке. Финансовые организации должны сообщать клиентам о потенциальных рисках и способах защиты, особенно на фоне новых антифрод-правил Центробанка. Так, в июле вступило в силу правило, согласно которому банки обязаны вводить «периоды охлаждения» для сомнительных транзакций, напомнил Хаминский.
Однако проще всего, по его словам, изначально при подключении организаций-партнеров к СБП напрямую прописывать запрет на отсутствие альтернативы привязке карты при оплате товаров и услуг. За нарушение такого правила следует установить «многомиллионный штраф», заключил юрист.