2025-08-15T11:12:28+10:00 2025-08-15T11:12:28+10:00

Последнее китайское предупреждение. Авторынок врезался в серьезные вызовы

фото KONKURENT |  Последнее китайское предупреждение. Авторынок врезался в серьезные вызовы
фото KONKURENT

Последние месяцы на российском автомобильном рынке ознаменовались тревожными новостями: ряд официальных дилеров китайских марок столкнулись с финансовыми трудностями, вплоть до банкротства. Эксперты рынка, опрошенные KONKURENT.RU, активно обсуждают причины этого явления, и мнения разнятся, но общая картина вырисовывается довольно четко – непонимание менталитета и просчеты в спросе могут дорого обойтись всем.

Евгений Кульчицкий, соучредитель компании Genomus Co., Ltd, прямо указывает на непонимание российского менталитета и особенностей рынка как на ключевую причину проблем китайских дилеров. По его словам, они «завезли слишком много автомобилей, рассчитывая на высокий спрос, который не оправдался».

Этот просчет, вероятно, связан с недооценкой влияния таких факторов, как покупательная способность, предпочтения потребителей и, что немаловажно, доступность кредитования.

Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит», подтверждает эту тенденцию, говоря о «двойных стандартах» во Владивостоке. С одной стороны, рост китайского сегмента импорта очевиден, превосходя японский рынок по продажам. С другой стороны, официальные дилеры сталкиваются с трудностями, связанными с высокой стоимостью автомобилей и отсутствием возможностей кредитования. «Драйвером продаж дорогих машин традиционно являются кредиты, которые сейчас не востребованы из-за высоких ставок», – поясняет он.

Важно понимать, что на российском рынке представлены разные типы автомобилей из Китая. Евгений Кульчицкий подчеркивает, что лидер поставок – Китай, опережающий Японию почти в 2,5 раза. Однако основная часть этого импорта – это подержанные автомобили для физических лиц, причем это «китайские версии популярных японских марок, таких как Toyota, Honda и Mazda». Эти машины, по словам эксперта, «часто технологически упрощены, идут с более доступными комплектациями, то есть относительно невысокая цена соответствует качеству». Особым трендом являются электромобили.

Татьяна Заруцкая, генеральный директор ООО «КарЛайк», развивает эту мысль, акцентируя внимание на серьезных системных проблемах в китайском сегменте. «Отсутствие доступного сервиса и запчастей подрывает доверие покупателей», – констатирует она.

Банкротство некоторых дилеров (особенно ООО «СВО-Сервис» – официального дилера китайских автопроизводителей CHERY и EXEED во Владивостоке) рассматривается как «тревожный сигнал о кризисе всей модели продаж, построенной без должной инфраструктурной поддержки». Это означает, что завоз автомобилей, даже в больших количествах, не сопровождался созданием надежной сети обслуживания и поставки комплектующих, что критически важно для долгосрочного успеха на любом рынке.

Интересную параллель проводит Дмитрий Омельченко, представитель компании KChi. Он отмечает, что пока официальные дилеры испытывают трудности, растет китайский сегмент «серого» импорта. Причина проста: «потребителю выгодней купить авто из страны производителя, со всеми последними нововведениями, нежели чем покупать более дорогой авто из салона, но уже морально устаревший».

По мнению Омельченко, это говорит о том, что потребители готовы искать альтернативные пути получения автомобилей, если официальные каналы не удовлетворяют их потребности по цене и актуальности моделей.

Как сообщал KONKURENT.RU, ООО «СВО-Сервис», один из крупнейших официальных дилеров китайских марок на Дальнем Востоке, оказался на грани банкротства. Заявление о признании компании несостоятельной подал Сбербанк, предъявив требования на сумму, превышающую 167 млн руб.

Эта ситуация не является единичным случаем, а скорее отражает тревожную общероссийскую тенденцию, охватившую дилерский рынок китайских автомобилей. По данным Ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), с начала 2025 г. в России уже закрылось около 200 дилерских центров, а еще треть находится на грани разорения.

Масштаб проблемы подчеркивает, что трудности, с которыми столкнулся «СВО-Сервис», являются симптомом более глубоких системных проблем в отрасли. Дилеры китайских брендов открыто заявляют о нерентабельности своей деятельности. Высокая конкуренция между многочисленными китайскими марками, избыточные складские запасы, а также высокие процентные ставки по кредитам для финансирования бизнеса и покупки автомобилей клиентами создают неблагоприятную экономическую среду. Слабая клиентская активность в условиях снижения реальных доходов населения усугубляет ситуацию, делая продажу автомобилей китайских брендов убыточным предприятием для многих.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX