Меры по сокращению «ветхого» флота, предложенные весной «Объединенной судостроительной корпорацией» (ОСК), получили конкретные очертания и рассматриваются правительством, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на материалы к совещанию 6 августа у первого вице-премьера РФ Дениса Мантурова и вице-премьера Виталия Савельева.
«С 1 января 2030 г. предлагается запретить допуск в российские морские порты судов старше 40 лет», – пишет издание.
Для российских судов возрастом от 30 лет планируется ввести требование о ежегодном освидетельствовании на соответствие требованиям безопасности мореплавания и судоходства, для иностранных – о предъявлении свидетельства аналогичного содержания, выданного уполномоченной организацией РФ.
Кроме того, с любых судов старше 30 лет предлагается взимать повышенные портовые сборы, в том числе экологические. За экологический ущерб, повреждение инфраструктуры портов и т. д. – ввести минимальные страховые суммы и суммы иного финансового обеспечения гражданской ответственности судовладельцев.
Минтрансу предлагается дать полномочия формировать реестр российских и иностранных страховых компаний, имеющих право страховать судовладельцев, в том числе подтвердивших возможность осуществления выплат российским юридическим и физическим лицам в финансовой системе РФ. Тех, у кого страхового покрытия от таких компаний нет, – в российские порты не пускать.
Ответственность за соответствие принимаемых на терминале судов требованиям по безопасности мореплавания и судоходства и защиты окружающей среды предлагается возложить на операторов терминалов и грузовладельцев.
Для финансирования льготного лизинга судов предлагается предусмотреть для ОСК 197 млрд руб. в бюджете 2026-2028 гг., создать механизм господдержки, предполагающий стимулирование утилизации старых судов и льготные условия финансирования (не более 3% годовых в рублях) на приобретение гражданских судов. ОСК может стать агентом российских судовладельцев при размещении заказов на зарубежных верфях по проектам, финансируемым за счет бюджета РФ.