Похоже, Приморье оказалось на пороге полномасштабного топливного кризиса. Некоторые АЗС не работают, на других полностью пропал 95-й бензин, на третьих водители выстраиваются в многочасовые очереди для пополнения баков, зачастую безрезультатно. И так уже полторы недели. Только ли причина в резком росте туристического потока?
На прошлой неделе в приморском Минэнерго заявили, что остаются точечные проблемы с отпуском бензина. Основная причина – сезонный рост спроса, связанный с высоким туристическим сезоном. В августе нагрузка на АЗС выросла на 30% по сравнению с прошлым годом.
«В этих условиях сеть заправок основного поставщика топлива не смогла оперативно обеспечить подвоз в нужных объемах», – подчеркнула министр Елена Шиш, добавив, что ситуация под контролем и за неделю число бензовозов уже увеличено вдвое – с 30 до более чем 60.
«Мы также попросили коллег обратить особенное внимание на те направления, где наблюдались длительные перебои с поставками. Ситуация постепенно стабилизируется. Сегодня нет оснований для дефицита топлива. В регионе есть необходимый запас», – указала глава приморского Минэнерго.
Однако на 26 августа проблемы сохранились и – более чем серьезные. Одни заправки во Владивостоке перестали отпускать бензин за его отсутствием (например, АЗС «Бензо» в районе ул. Авроровской), другие испытывают проблемы с топливом 95-й марки, третьи вынуждены резко поднимать цены, на четвертые просто не проехать из-за километровых очередей из машин.
Почему? Эксперты не связывают это исключительно с возросшим туристическим потоком. Главная причина – напряженность на топливном рынке возникла после украинских ударов по НПЗ. Выбор нефтепереработки как цели объясняется технологической уязвимостью. Современные НПЗ в России строились с использованием оборудования Shell, Axens, UOP, Haldor Topsoe. Это гидрокрекинг, каталитический риформинг, изомеризация, производство компонентов Евро-5. После 2022 года поставки оборудования, софта и катализаторов прекратились. Катализаторы – расходный материал, который нужно менять раз в 1–3 года; без западных поставок Россия использует старые партии или китайские аналоги с худшими характеристиками. Реакторы и компрессоры для гидропроцессинга изготавливаются только в нескольких странах, сроки их поставки – до года.
В этой отрасли Китай способен закрыть лишь часть дефицита: насосы, теплообменники, простые катализаторы. Но в области сложных процессов его технологии отстают, и замена западных узлов на китайские требует перестройки всего блока НПЗ. В результате каждый украинский удар по установке гидрокрекинга или реформинга оборачивается месяцами простоя.
Карта российских НПЗ демонстрирует ключевую стратегическую проблему: основные перерабатывающие мощности сконцентрированы в европейской части страны, в то время как потребление топлива растет на Дальнем Востоке. Логистические цепочки доставки топлива в восточные регионы растягиваются на тысячи километров, что создает дополнительные издержки и риски. Километровые очереди в Приморье – прямое следствие этого дисбаланса между западным производством и восточным потреблением.
На этом фоне крупные НПЗ восточнее Омска (Ангарский, Комсомольский и Хабаровский) не могут компенсировать выпадающие объемы. Результат – естественным образом растут цены на бензин. Рассуждая о ситуации на топливном рынке, заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов призвал не забывать, что в России действует гибридная система ценообразования. Иными словами, розничные цены зависят от трех факторов. По убыванию важности он распределил их так: налоги, договоренности между правительством и нефтяными компаниями о сдерживании розничных цен в пределах годовой инфляции и влияние оптовых цен на розницу.
«Биржевые котировки, на которые все смотрят и ужасаются, влияют на опт. Но не оказывают прямого влияния на розницу. Косвенное – да. Поэтому в розничном сегменте у нас кризиса нет. А в оптовом он есть. Причем именно ценовой. Его природа до конца не ясна. Я заявляю это со всей академической ответственностью. Здесь в большей степени могут влиять факторы, которые не зависят от объемов производства и объемов предложения», – заявил Фролов.
В связи с этим он предположил, что в сентябре россияне могут увидеть, что отдельные независимые игроки в регионах начнут прекращать продажу АИ-92 и АИ-95, объясняя это логистическими проблемами.
По мнению экспертов, правительство, скорее всего, сможет замедлить подорожание топлива, но вернуть тарифы к уровню начала года вряд ли получится. Рост стоимости бензина – это билет в один конец. В отличие от продуктов питания, которые в зависимости от сезона могут дешеветь, цены на горючее меняются лишь в одну сторону – ползут вверх. «Продление экспортного запрета на сентябрь, расширение демпферных выплат и административное давление антимонопольных органов на розничные сети дадут временный эффект, но долгосрочной стабильности не обеспечат», – уверен аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов.
В сложившейся ситуации неизбежны негативные последствия для экономики: себестоимость продукции во многих секторах повысится. В итоге увеличатся транспортные расходы и подорожают товары первой необходимости. «Не исключено, что по итогам года средний прирост цен на топовые сорта бензина на АЗС будет выше привычного: 10–14% вместо стандартных 8–10%. Поскольку эффект от повышения цен на горючее напрямую влияет на инфляцию, покупательная способность населения снизится, притом что реальные доходы россиян растут крайне медленными темпами», – прогнозирует экономист Андрей Лобода.