В условиях санкций, логистических сбоев и нестабильных платежей производство пищевой упаковки требует диверсифицированных подходов. Компания «Мастер упаковки» из Владивостока организовала уникальную бизнес-модель «трансграничной синергии». Ее мощности разместились сразу на нескольких производственных, складских и офисных площадках в России и Китае, расстояния между которыми составляют сотни километров. Одна из них – производственно-логистическая – находится в российском Владивостоке. Остальные – складские и офисные – расположились сразу в нескольких приграничных с Россией китайских городах.
Такая взаимная удаленность офисов, складов и производств, казалось бы, должна создавать сложности для ведения бизнеса. На деле же все наоборот – модель с распределенными по обе стороны российско-китайской границы площадками позволяет даже небольшим предприятиям купить пищевую упаковку оптом. Быстрые денежные переводы, снижение операционных затрат, изготовление малых тиражей – вот далеко не полный список преимуществ, который кроется за одновременным размещением производств, офисов и складов по обе стороны границы.
Термин, которого нет в словарях
«Трансграничная синергия» – термин, которого вы не найдете в учебниках по менеджменту. Данное понятие выработала и использует владивостокская компания «Мастер упаковки» для описания собственной, во многом уникальной бизнес-модели. Термин этот подразумевает распределение производственных и организационных задач между двумя площадками сразу в двух странах: России и Китае.
Одна из таковых площадок расположена в промышленном кластере города Владивостока и управляется директором российского ООО «Мастер упаковки». Здесь находятся офисы, склады, производство пластиковой банки и упаковки, не требующей нанесения печати.
Остальные площадки находятся в небольших китайских городах вдоль границы с Россией. Здесь расположены офисы и несколько складов, а все сложные производственные заказы передаются на внешние заводы. Руководит системой китайских площадок давний партнер ООО «Мастер упаковки» – отлично владеющий русским языком гражданин Китая Ван Фэнцзе.
Владивосток – простые решения и скорость доставки
Площадка во Владивостоке ориентирована на выпуск пищевой упаковки, не требующей сложной печати, что обеспечивает высокую скорость выполнения заказов. Здесь производится широкий спектр пищевой упаковки: от вакуумных и стандартных пакетов из полиэтиленовой пленки до ПЭТ-банок с крышками easy open или под закрутку, как для вакуумной, так и для обычной среды. Минимальный размер партии составляет 2 тысячи пакетов или 2 тысячи ПЭТ-банок. Данное количество упаковки подходит для фасовки таких продуктов, как пельмени, рыба, мясные изделия, и другой продукции, требующей быстрого вывода на рынок и, как правило, выпуска тестовых партий.
Локализация производства во Владивостоке также исключает необходимость трансграничных перевозок, что позволяет сократить время доставки и избежать бюрократических и финансово-расчетных сложностей, связанных с импортом.
Таким образом, площадка во Владивостоке обеспечивает малым и средним производителям быстрый доступ к упаковке, минимальные партии для тестовых запусков и сокращение сроков доставки за счет локализации производства.
Китай – ротогравюрная печать и оптимальная логистика
Китайские площадки «Мастера упаковки» координируют выполнение сложных упаковочных проектов на территории КНР и обеспечивают доставку готовой продукции до клиентов в России. Китайские заказы, как правило, выполняются с применением ротогравюрной печати – технологии, при которой краска глубоко проникает в выгравированные каналы и фактически «впечатывается» в поверхность материала. Это обеспечивает высокое качество изображения и его устойчивость к внешним воздействиям. Метод позволяет наносить на упаковку изображения фотографического качества, создавая брендированные пакеты, упаковочные пленки, реторт-пакеты (альтернатива консервной банке), а также стаканы и скотч с логотипом.
Компания «Мастер упаковки» рассматривала установку ротогравюрной машины во Владивостоке. Однако анализ показал нецелесообразность: загрузка оборудования составляла бы 10% в обычные периоды и до 20% в пиковые. Ситуация осложняется отсутствием соответствующих кадров и сервисного обслуживания. В результате продолжает размещать ротогравюрные заказы на внешних заводах в КНР, передавая их в работу китайского офиса.
Логистика китайских заказов в Россию, как правило, организуется через два сухопутных пункта пропуска: Суйфэньхэ и Хуньчунь, а также морем, через порты Владивостока. В районе каждого из переходов компания имеет собственный склад, что позволяет управлять маршрутами поставок и исключать логистические простои.
Таким образом, китайский кейс «Мастера упаковки» сочетает гибкое взаимодействие с внешними заводами, собственную логистическую цепочку и присутствие представительства на месте. Тем самым компания обеспечивает высокое качество продукции, соблюдает сроки выполнения заказов и минимизирует логистические риски при доставке в Россию.
Преимущества «трансграничной синергии»
Распределение заказов на производство пищевой упаковки между Россией и Китаем оптимизирует цепочки поставок, снижает риски и затраты. Данная модель обеспечивает гибкость, качество и стабильность работы бизнеса, позволяя компании эффективно адаптироваться к вызовам рынка. Остановимся на ключевых преимуществах данной бизнес-модели:
1. Снижение логистических рисков. Модель использует альтернативные маршруты через разные пограничные переходы, что позволяет исключить сбои в поставках даже в периоды санкций или пандемии. В результате компания своевременно выполняет свои обязательства перед контрагентами вне зависимости от региона их нахождения.
2. Гибкое распределение заказов. Простые изделия без печати производятся локально во Владивостоке. Это позволяет отгрузить заказ уже через 1–2 недели. Более того, произведенный в России товар не проходит таможенных досмотров, что значительно сокращает и время его доставки до конечного клиента.
Кастомные заказы, требующие технически сложного исполнения, размещаются на внешних заводах в Китае. Это позволяет адаптировать продукцию под запрос каждого отдельно взятого клиента, воплощая в жизнь даже во многом инновационные проекты. Кроме того, данная схема исключает зависимость от перебоев в работе или перегрузки одной производственной площадки, что ускоряет общий цикл выполнения заказа.
3. Доступный минимальный тираж. В Китае существуют заводы, где размер минимального тиража упаковки составляют от 100 кг пленки одного вида или от 10 тысяч пакетов. Данная цифра в 3–5 раз ниже, чем у крупных российских производителей упаковки, предлагающих выпуск по 300 500 кг пленки одного вида или 30–50 тысяч пакетов за раз. В результате модель компании «Мастер упаковки» снижает входной барьер для малого и среднего бизнеса, позволяя тестировать образцы пищевой продукции без массового закупа излишней упаковки.
4. Гарантированные сроки оплаты заказов. Не секрет, что сразу после введения антироссийских санкций платежи в Китай проходили до 2–3 месяцев. В этот период китайский офис «Мастера упаковки» не дожидался поступления средств из России до китайских заводов-исполнителей, а оплачивал размещенные заказы за счет собственных средств или банковских кредитов. В результате даже в период максимальной для трансграничного бизнеса турбулентности система «трансграничной синергии» позволила доставить все заказы до российских клиентов в предусмотренные договорами сроки.
5. Контроль качества. Офис в Китае обеспечивает фото- и видеофиксацию производств на внешних заводах, а также проводит личные инспекции промышленных площадок. Это минимизирует брак и кратно сокращает время разрешения споров по качеству упаковки. Более того, данная система позволяет максимально точно донести пожелания клиента до конечного производителя упаковки вплоть до организации поездки российского заказчика на китайский завод-изготовитель.
Практические кейсы: выполнение невыполнимого
Практика показывает, что «трансграничная синергия» может не только ускорять или оптимизировать бизнес-процессы, но и решать кажущиеся невыполнимыми производственные задачи. Так, компания-заказчик обратилась в «Мастер упаковки» с запросом на изготовление вакуумного пакета с зип-локом. Цель – совместить длительное антибактериальное хранение морепродуктов с возможностью повторного запечатывания пакета после вскрытия.
До недавнего времени выпуск вакуумных пакетов с зип-локом считался технически невыполнимым: при впаивании застежки структура пленки нарушалась, упаковка теряла герметичность. Однако китайский офис «Мастера упаковки» сделал этот проект своим приоритетом. Руководитель подразделения Ван Фэнцзе в течение полугода объехал несколько профильных заводов по всему Китаю, выбирая подходящего исполнителя и тестируя различные прототипы. Более того, компания организовала приезд инженера завода-изготовителя к российскому заказчику. Специалист увидел реальные условия эксплуатации и понял, почему тестовые образцы не выдерживали нагрузок. В итоге был найден технологический компромисс, и российское предприятие получило вакуумную упаковку с зип-локом, способную сохранять продукт герметичным на протяжении нескольких месяцев.
Символ российско-китайского сотрудничества
Модель «трансграничной синергии» компании «Мастер упаковки» демонстрирует, как сочетание российских и китайских компетенций, знаний и площадок оптимизирует выпуск пищевой упаковки, снижая затраты как для самого совместного предприятия, так и для российских компаний пищевой промышленности. Это не только эффективный бизнес-подход, но и символ успешного сотрудничества России и Китая. Совместное предприятие, объединившее площадки сразу в двух странах, доказывает, что бизнес способен находить надежные решения даже в самые турбулентные кризисы.