С 1 ноября 2025 г. расчет утилизационного сбора на автомобили в России изменится: появится привязка к мощности двигателя и прогрессивная шкала. Льготные ставки для физических лиц сохранятся только для автомобилей мощностью до 160 лошадиных сил. Минпромторг России разработал проект постановления правительства, которое внесет корректировки в действующие правила ввоза транспортных средств. Инициатива стала ответом на обращение ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР).
«Сейчас расчет утильсбора для легковых автомобилей зависит от объема двигателя и года выпуска. Однако растет популярность мощных автомобилей с небольшими двигателями, включая электромобили и гибриды. В таких условиях расчет сбора только по объему двигателя становится неактуальным», – пояснили в пресс-службе Минпромторга.
Новая методика, согласно проекту, будет учитывать тип и объем двигателя как базовые параметры. Мощность двигателя, в свою очередь, будет влиять на коэффициент расчета по прогрессивной шкале. Эти изменения коснутся в первую очередь легковых автомобилей (категория М1).
Для граждан, ввозящих автомобиль в Россию для личного пользования, сохранятся льготные коэффициенты на транспортные средства мощностью до 160 лошадиных сил. Стоимость составит 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. за автомобиль старше трех лет. По данным Минпромторга, такие автомобили составляют около 88% от общего числа впервые зарегистрированных в России за последние пять лет, что делает их наиболее востребованными.
Предлагаемые изменения, если будут утверждены, начнут действовать с 1 ноября 2025 г. В Минпромторге заверили, что эти правила не затронут автовладельцев, которые уже уплатили утилизационный сбор за импортный автомобиль по действующим правилам до даты вступления в силу новой нормы.
В начале сентября ОАР обратилось в Министерство промышленности и торговли РФ с двумя ключевыми предложениями. Во-первых, они просили скорректировать методику начисления утилизационного сбора, привязав его к мощности двигателя. Во-вторых, ОАР настаивало на пресечении нелегального импорта автомобилей, который осуществляется через физических лиц.
Автопроизводители объяснили свою позицию тем, что в последнее время широкое распространение получили турбированные двигатели, в том числе в автомобилях китайского производства. Эти двигатели, несмотря на небольшой рабочий объем (в среднем 1,5 литра), обладают высокой мощностью. Кроме того, растет число гибридных автомобилей, в конструкции которых также используются двигатели внутреннего сгорания (ДВС) небольшого объема (около 1,5 литра).
«В результате сложилась парадоксальная ситуация, когда автомобили кардинально разных ценовых категорий облагаются одинаковой суммой утилизационного сбора, если они имеют сравнительно небольшой объем двигателя», – отмечали в ОАР.
В качестве примера приводился бюджетный седан Changan Alsvin (рекомендованная розничная цена 1,85 млн руб., объем двигателя 1,48 л, мощность 98 л. с.), который облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. руб. Такая же сумма утильсбора предусмотрена для BMW X3 (рекомендованная розничная цена 8 млн руб., объем двигателя 1,99 л, мощность 255 л. с.) и для последовательного гибрида Aito M9 (рекомендованная розничная цена 10 млн руб., мощность 496 л. с.).
Ассоциация также отмечала, что действующие льготные ставки утильсбора для физических лиц (3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. за подержанный старше 3 лет), в сочетании с расчетом сбора по объему двигателя, привели к значительному росту импорта автомобилей через граждан. Это касается в том числе дорогих люксовых моделей с малолитражными турбодвигателями, а также электромобилей и гибридов.
По оценкам ОАР, доля автомобилей, ввозимых в Россию физическими лицами, в общем объеме импорта выросла с 1-50% в 2024 г. до 50-70% и более в 2025 г.