Центробанк концептуально одобрил законодательную инициативу по реформированию системы натуральных выплат в ОСАГО. Об этом сообщил Никита Теплов, заместитель директора департамента страхового рынка Банка России, выступая на круглом столе «Реформа ОСАГО».
«Мы понимаем, что регулирование может показаться сложным. Однако сама концепция изменений проста, понятна и прозрачна. Задача состоит в том, чтобы детально прописать ее в нормативных актах, учитывая все возможные нюансы и сценарии, с которыми могут столкнуться как страховщики, так и автовладельцы. Это неизбежно усложняет процесс регулирования. Поэтому нам предстоит найти баланс между детализацией и понятностью правил», – отметил Теплов.
По данным, озвученным президентом Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгением Уфимцевым, доля натуральных выплат (в виде ремонта) по ОСАГО в 2024 г. составила 5% от общего объема возмещений, а в первом полугодии 2025 г. – 6%. Это значительно ниже показателей 2019 г., когда натуральные выплаты достигали 15%.
Никита Теплов объяснил текущую ситуацию с натуральным ремонтом в ОСАГО следующим образом: «С натуральным ремонтом в ОСАГО сложилась парадоксальная ситуация: он вроде бы существует, но фактически почти не применяется. Я вижу две основные причины. Во-первых, потерпевшие предпочитают получить деньги сразу. Это совпадает с желанием страховых компаний выплатить средства и избежать хлопот с организацией ремонта, особенно в условиях действующих требований к такому процессу и отсутствия налаженных партнерских отношений с автосервисами. Во-вторых, существует реальная проблема с автосервисами: найти организации, соответствующие всем требованиям, становится все труднее».
В качестве иллюстрации Теплов привел пример, когда одна из страховых компаний провела публичные торги по выбору автосервисов, но никто не откликнулся. Этот факт впоследствии использовался в суде как аргумент в споре о выплате. «Предлагаемые законодательные изменения в первую очередь направлены на решение именно второй проблемы», – подчеркнул представитель Банка России.
Законодательная реформа натуральных выплат, поддержанная Российским союзом автостраховщиков, предполагает, что автовладелец сможет получить денежную компенсацию (рассчитанную по стандартной методике РСА), а затем самостоятельно выбрать автосервис для ремонта. На втором этапе будет произведена доплата за износ транспортного средства. В настоящее время денежная выплата по закону об ОСАГО рассчитывается с учетом износа автомобиля, который ограничен 50%.
По оценкам страховщиков ОСАГО, реформа приведет к увеличению выплат автовладельцам без повышения тарифов по договорам ОСАГО. На это рассчитывают как сами страховщики, так и регулятор. Логика заключается в том, что значительная часть средств, которые сейчас выплачиваются по решениям судов не автовладельцам, а посредникам-юристам, будет направлена напрямую автовладельцам. Это связано с тем, что существующие законодательные лазейки позволяют юристам зарабатывать на штрафных санкциях, в то время как выполнить положения закона о натуральных выплатах практически невозможно. Ожидается, что реформа положит конец этой практике.
Проблемы в законодательстве об ОСАГО возникли из-за несоответствия норм реалиям современного авторемонта. Уход с рынка популярных западных автопроизводителей и их сервисной поддержки только усугубили ситуацию. В результате депутаты разработали законопроект с увеличением срока ремонта в ОСАГО до 45 дней, однако, как полагают эксперты, сама по себе эта поправка погоды не сделает. Теперь в этот законопроект предложены изменения о реформе натуральных выплат в «автогражданке». Инициатива и проект будет обсуждаться 6 октября на слушаниях в Госдуме.