2025-09-23T10:44:12+10:00 2025-09-23T10:44:12+10:00

Новый утильсбор: стоимость ввоза автомобилей возрастет не на проценты, а в тысячи раз

фото KONKURENT |  Новый утильсбор: стоимость ввоза автомобилей возрастет не на проценты, а в тысячи раз
фото KONKURENT

Правительство России готовит существенные изменения в правилах утилизационного сбора для импортных автомобилей. С 1 ноября 2025 г. вводится заградительный размер для машин мощностью свыше 160 л. с. По прогнозам, это сделает невыгодным ввоз популярных японских и корейских моделей на российский рынок.

Как говорится, нет худа без добра, но иногда оно может стать еще хуже. Когда автобренды покинули отечественный рынок, многие почувствовали ухудшение. Однако россияне нашли выход: ввозили желанные модели из-за границы, самостоятельно или через посредников, переключившись на высокотехнологичные модели, где достаточная мощность достигалась за счет компактных и льготных двигателей.

Однако чиновники восприняли эту находчивость не как народную мудрость, а как просчет. Результат – новое постановление, которое кардинально меняет правила игры. После его вступления в силу многие иномарки станут недоступными. Стоимость ввоза возрастет не на проценты, а в тысячи раз!

Поясним: сейчас для физических лиц, которые самостоятельно ввозят автомобиль с объемом двигателя до 3 л для личного пользования, действуют льготные коэффициенты при расчете утильсбора. Речь идет в том числе о случаях, когда покупатель заказывает машину у компании, которая занимается параллельным импортом. Оформляется все так, что машина заказана на физлицо. Льготная ставка – это 3,4 тыс. руб. за новый автомобиль и 5,2 тыс. руб. за автомобиль старше трех лет. Коммерческий «утиль», когда машину ввозят для последующей перепродажи (например дилеры), заметно выше, исчисляется сотнями тысяч и миллионами рублей в зависимости от объема двигателя и возраста машины.

Теперь же «льготу» подрежут, а при расчете сбора станут учитывать не только возраст машины и объем двигателя, но и мощность мотора.

Если исследовать рынок на предмет сегодняшней популярности у россиян, то в силовой категории, превосходящей 160 л. с., чаще всего ввозят «японцев», любовь к которым у наших граждан неистребима ни при каких обстоятельствах. Впрочем, оговоримся: скорее всего, неистребима до грядущего ноября.

Популярные модели, которые попадут под действие новых правил: Toyota Harrier, Toyota Land Cruiser Prado, Subaru Forester, Honda Civic. Вторую строчку рейтинга самых ввозимых в РФ подержанных автомобилей занимают «иностранцы» из Южной Кореи. И опять-таки мощности самых популярных Hyundai Tucson, Kia Sorento, Hyundai Santa Fe, Kia Sportage оказываются за чертой нового отсечения в 160 л. с.

Если ранее за все эти модели льготный сбор превышал едва 5 тыс. руб., то с ноября ставка прыгнет сразу в 700–800 раз.

Переплачивать придется и за китайские автомобили. Например, утильсбор на популярный  кроссовер Geely Monjaro мощностью 238 л. с. (один из самых покупаемых автомобилей параллельного импорта сегодня) с 1 ноября составит 842 тыс. руб. вместо нынешних 3,4 тыс. руб., если человек заказывает машину под себя. В случае продажи дилером такой же автомобиль поднимется в цене на 175 тыс. руб. по отношению к сегодняшнему дню.

Более жесткое повышение ждет гибриды и электромобили – их льготная ставка ограничена на уровне в 80 л. с. У этой категории авто утиль останется прежним – на уровне 667 тыс. руб., если брать в салоне, и 3,4 тыс. руб., если привозить под себя. У всех остальных налог поднимется в несколько раз. К примеру, утильсбор за популярный в России гибридный кроссовер Li L7 (197 л. с.) с 1 ноября составит 1,83 млн руб. Стоимость вырастет либо в три, либо в 537 раз в зависимости от условий покупки.

За электромобиль Zeekr 001 (225 л. с.) сбор составит 2,16 млн руб. Но и это еще не предел. Приведем в пример набирающую популярность модель Zeekr 9X с суммарной мощностью электромоторов в 898 л. с. Так вот, утильсбор на него с 1 ноября составит 3 млн руб. вместо 667 тыс. сейчас, если брать его через салон. Заказывая же его самостоятельно, вы платите всего 3,4 тыс. руб., но с 1 ноября эту лавочку прикроют.

Если же брать в расчет ежегодную индексацию сбора на 10–20%, то 1 января 2030-го ставка для гибрида взлетит до 3,2 млн руб., а для электромобиля – до 4,5 млн руб. (в конечном счете стоимость «утиля» вырастет в 1 325 раз). Однако все же в денежном выражении сильнее всего увеличатся ставки утильсбора на наиболее мощные автомобили с многолитровыми моторами вроде люксовых BMW и Mercedes-Benz, которые сейчас многие гонят из той же Японии и Южной Кореи.

Так что, многие из нас, мечтающие о перечисленных иномарках (пусть подержанных, но отлично сохранившихся), вынуждены будут поставить на своих планах крест?

Татьяна Заруцкая, генеральный директор ООО «КарЛайк»: «Рост конечной цены – это прямое и неизбежное последствие. Увеличение затрат на утильсбор импортеры и дилеры будут вынуждены закладывать в конечную стоимость автомобиля для потребителя. Для ряда популярных моделей из Кореи с двигателями от 2,5 литра и мощностью свыше 160–180 л. с. удорожание может составить 30–40%. Это сделает их менее конкурентоспособными по сравнению с локализованными брендами, для которых утильсбор уже включен в стоимость производства в России.

Мы прогнозируем существенное падение спроса на такие автомобили и, как следствие, смещение интереса потребителей в сторону средне- и маломощных двигателей (до 150 л. с.). Произойдет искусственное перераспределение рынка в пользу более доступных по мощности моделей».

Основная цель грядущих изменений – укрепить позиции отечественного автопрома. Как пояснили в Минпромторге РФ, новые правила разработаны совместно с представителями отрасли и основаны на предложении ассоциации «Объединение автопроизводителей России» (ОАР).

В начале сентября ОАР, объединяющее ведущих российских автопроизводителей, обратилось с просьбой пересмотреть методику расчета утильсбора. Предлагалось привязать его размер к мощности двигателя. Это должно помочь пресечь недобросовестный импорт, когда автомобили ввозятся через физических лиц по заниженным ставкам. Такая схема активно используется для импорта дорогих люксовых автомобилей, в том числе с электро- и гибридными установками, а также с двигателями внутреннего сгорания небольшого объема.

Причина – статистика показывает тревожную тенденцию: если в 2024 г. доля автомобилей, ввозимых на физических лиц, составляла всего 1–50% от общего объема импорта, то в 2025 г. этот показатель вырос до 50–70% и более.

В результате сложилась ситуация, когда легальные импортеры платят коммерческий утильсбор для юридических лиц, в то время как «серые» схемы позволяют значительно экономить на сборах, оформляя ввоз на физических лиц. Как отмечают в ОАР, это приводит к существенным потерям бюджета, снижению качества и безопасности ввозимых автомобилей, а также к убыткам для официальных дилеров. Конкретные цифры недополученных средств, впрочем, не приводились.

А вот как новые ставки повлияют на рынок подержанных импортных автомобилей? За январь-август 2025 г. в Россию было ввезено около 481 тыс. автомобилей. Из них 207 тыс. – новые, преимущественно из Китая, а 275 тыс. – подержанные, в основном из Японии. Стоит отметить, что после введенных ограничений большинство японских автомобилей имеют мощность до 160 л. с. В то же время автомобили мощностью свыше 160 л. с. поставляются из Кореи и некоторых регионов Китая.

По оценкам участников рынка, если новые ставки утильсбора приведут к сокращению этого сегмента на 80%, бюджет может недосчитаться от 113 до 181 млрд руб. только по прямым налогам. Светлана Хаустова, PR-директор ООО ВШК «Альянс-Импорт», поясняет: «Поскольку утилизационный сбор не является таможенным платежом, таможенные взносы, конечно, уменьшатся».

Одновременно компаниям-импортерам придется кардинально пересматривать ассортиментную матрицу. «Будет экономически нецелесообразно импортировать автомобили, попадающие под самые высокие ставки. Акцент сместится на модели с менее мощными двигателями, даже в премиальном сегменте. Это может привести к сужению модельного ряда для российского потребителя», – говорит Татьяна Заруцкая.

Дмитрий Клатаевский, директор компании «Япония Транзит»: «По статистике нашей компании, около 80% автомобилей из Китая имеют мощность свыше 160 л. с., тогда как в Корее таких моделей около 50%, а в Японии – 15-20%. При этом в Китае много альтернативных вариантов, что приведет к перегруппировке рынка. В Корее выбор ограничен, а Япония практически не пострадает. В долгосрочной перспективе Китай может обогнать Корею и стать вторым по объему импортером автомобилей в Россию».

Что же касается классического автобизнеса перекупов, его, по словам экспертов, уже практически «добили». «Теперь в тренде услуга по привозу автомобиля для конечного покупателя без посредников. Площадки, на которых продавались раньше машины, сейчас закрываются. А автомобили распродаются с убытком», – отмечает Светлана Хаустова.

«Из-за особенностей утилизационных сборов возможно возобновление практики продажи автомобилей, которые «в наличии». Это может в некоторой степени стабилизировать рынок», – добавляет Дмитрий Клатаевский.

Светлана Хаустова: «Первые пару месяцев рынок будет в шоке от новых цен на импортные автомобили. Затем наступит стадия принятия, но, поскольку покупательная способность населения не увеличится, равновесие рынка сместится в сторону более высоких цен и снижения спроса. Клиенты переориентируются на внутренний рынок, где цены также вырастут. На японском авторынке давно действует правило: автомобиль со временем в цене не падает. Но за последние годы покупка авто стала выгодной инвестицией, так как цены растут быстрее, чем обесценивается автомобиль. Купил за 4 млн новую машину, через несколько лет можешь продать ее за те же деньги, а новая уже будет стоить в два раза дороже».

Дмитрий Клотаевский: «Тем, кто работал с санкционными автомобилями, придется столкнуться с трудностями, а те, кто избегал этой категории, скорее всего, увидят рост японского сегмента благодаря перераспределению спроса. В целом мы не ожидаем полного падения или закрытия рынка, даже в сегменте корейских автомобилей. Напротив, ассортимент станет более премиальным, за исключением нескольких доступных моделей».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX