Российские онлайн-площадки для торговли заметно увеличили свои сборы с продавцов. Эксперты связывают рост комиссий с общей экономической ситуацией и увеличением расходов самих маркетплейсов.
Ozon с конца сентября вводит новые тарифы, которые в среднем вырастут на 1,75 процентных пункта. Особенно ощутимо это коснется продавцов одежды и обуви: с середины октября комиссии за продажу обуви по модели FBO (когда маркетплейс берет на себя хранение, сборку и доставку) достигнут 30%, футболок, брюк и юбок – 31%, а курток и пальто – 24%. При этом цены на самые доступные товары (до 100 руб. и от 100 до 300 руб.) останутся прежними, а на некоторые сезонные товары даже снизятся.
Wildberries также с 24 сентября повысил комиссии для большинства товаров, продаваемых по модели FBS (когда продавец сам собирает заказ, а маркетплейс доставляет его). Рост составил 3,5 процентных пункта. Кроме того, были пересмотрены тарифы для продавцов, работающих по моделям DBS (хранение и доставка со склада продавца) и DBW (хранение у продавца, доставка маркетплейса), где изменения коснулись как повышения, так и снижения комиссий в зависимости от категории товаров.
«Яндекс Маркет» анонсировал повышение комиссий для большинства категорий товаров с 1 октября, которое составит от 2 до 7 процентных пунктов.
С начала года это уже второе заметное повышение комиссий у крупнейших маркетплейсов. В начале июня Wildberries поднял комиссии на 5 п. п. В письме продавцам маркетплейс объяснил, что в 2024 г. вложил свыше 150 млрд руб. в склады, серверы, логистику и IT-сервисы, а в этом году для стабильной работы платформы потребуется инвестиций в 2 раза больше. Ozon в июне повысил комиссии по FBS на 3–4,5 п. п., на FBO – на 4,5 п. п.
В Wildberries объясняют повышение комиссий резким увеличением количества заказов, которое началось в сентябре и, как ожидается, достигнет пика перед Новым годом. Чтобы справиться с таким потоком, компания вынуждена активно инвестировать: нанимать новых сотрудников, расширять складские площади и модернизировать логистику. Все это требует дополнительных затрат, которые и закладываются в новые тарифы для продавцов.
Представитель Ozon не дал прямого комментария о повышении комиссий, но отметил, что компания активно инвестирует в скидки для покупателей и поощряет продавцов, работающих со своих складов, предоставляя им скидку на комиссию.
Для продавцов, особенно небольших, такие изменения становятся серьезным вызовом. По словам основателя «Клуба партнеров на маркетплейсах» Ильи Бухарина, если раньше затраты на услуги площадки составляли в среднем 20–22% от стоимости товара, то сейчас эта цифра приближается к 38%. Это заставляет предпринимателей срочно пересматривать свою бизнес-модель и юнит-экономику, чтобы сохранить рентабельность в новых условиях. Торговля на маркетплейсах становится все дороже, и продавцам приходится адаптироваться к новой реальности.
Продавцы, у которых маржинальность выше, смогут еще какое-то время сдерживать рост цен, но и они в конечном итоге повысят цены, говорил на днях Shopper’s основатель консалтинговой компании «Петренко & партнеры e-com» Сергей Петренко. Он комментировал проект повышения НДС, но в том числе упомянул растущие расходы маркетплейсов и повышение комиссий, которые ложатся на плечи продавцов вместе с другими растущими расходами. В конечном итоге за все заплатит потребитель, подчеркнул он.
Маркетплейсы в целом все менее становятся ориентированы на малый бизнес, констатирует Бухарин. «Если раньше был посыл, что любой предприниматель, самозанятый, домохозяйство могут выйти и торговать на маркетплейсах, то сейчас условия для входа на площадку – более чем серьезные», – говорит он. По его мнению, в ближайшие пару лет останутся лишь «сильные»: официальные дистрибуторы, прямые импортеры, производители – «все, кто имеет запас прочности, заложенный в цене». «А истории, когда селлер закупился на оптовом рынке и перепродал в розницу на маркетплейсе, становятся все более и более невозможными», – резюмировал Бухарин.