2025-10-01T10:04:24+10:00 2025-10-01T10:04:24+10:00

Одним налогом больше. Онлайн-торговля – массовый канал сбыта контрабанды?

Фото: freepik.com |  Одним налогом больше. Онлайн-торговля – массовый канал сбыта контрабанды?
Фото: freepik.com

Министерство промышленности и торговли России разработало предложения по созданию новой национальной модели торговой деятельности. С деталями документа ознакомилось издание Shopper’s. Его подлинность подтвердили представители ассоциаций производителей, одного из крупных маркетплейсов, компании-производителя продуктов питания и консультант в сфере онлайн-торговли, участвующие в обсуждении реформы.

Одним из центральных пунктов предложенного документа является «Борьба с контрабандой и устранение диспропорции в системе налогообложения между разными сегментами торговли». Для достижения этих целей предлагается ввести специальный налог на продажу импортных непродовольственных товаров через маркетплейсы. Этот налог коснется продавцов, включая индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН).

Введение налога планируется до 1 июля 2026 г. Отмечается, что на маркетплейсы будут возложены обязанности налоговых агентов по перечислению собранного налога в бюджет.

На начальном этапе мера будет применяться к непродовольственным товарам, подлежащим обязательной маркировке системой «Честный знак». Эта система позволяет однозначно идентифицировать товар как российский или импортный. С начала 2027 г. аналогичный налог планируется ввести и для офлайн-торговли, осуществляемой по УСН.

Минпромторг заявляет, что УСН станет налоговой льготой, направленной на поддержку отечественной промышленности. Предлагаемый механизм, по мнению министерства, позволит ликвидировать массовый канал сбыта контрабанды – товаров, ввезенных в страну без уплаты НДС и таможенных пошлин. Ожидается, что сокращение объемов контрабанды принесет в бюджет дополнительно до 1 трлн руб. в год.

Сергей Петренко, основатель консалтинговой компании «Петренко & партнеры e-com»: «Поправки, с одной стороны, они увеличат налоговые поступления от продавцов импортной продукции, а с другой – сократят число участников «серого» импорта».

По его мнению, маркетплейсы также заинтересованы в подобных изменениях, поскольку они помогут снизить риски, связанные с оборотом контрафакта на их площадках.

Однако Сергей Семко, ведущий аналитик Data Insight, выражает обеспокоенность. Он считает, что увеличение налоговой нагрузки для значительной части малых и средних продавцов, работающих по УСН и торгующих импортными товарами, приведет к росту их издержек и усложнит ведение бизнеса. Это, в свою очередь, может спровоцировать рост цен и снижение рентабельности, что негативно скажется на конечных потребителях и усилит инфляционное давление.

По прогнозам Семко, часть продавцов может покинуть маркетплейсы из-за экономической нецелесообразности работы в новых условиях. Это может привести к сокращению ассортимента и снижению конкуренции на онлайн-платформах, замедляя общее развитие рынка электронной коммерции.

Помимо этого, министерство предлагает ограничить влияние цифровых платформ на ценообразование, в том числе путем регулирования скидок, финансируемых самими маркетплейсами. Этот вопрос уже обсуждался при подготовке закона о платформенной экономике. Крупные онлайн- и офлайн-ретейлеры, такие как «Магнит», «Лента», X5 Group, «Яндекс Маркет», Lamoda, «Всеинструменты.ру» и «Купер», ранее предлагали ограничить инвестиции маркетплейсов в скидки до 10% от общего оборота товаров площадки за предыдущий год. Однако, по словам председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Станислава Богданова, этот вопрос остался неурегулированным.

Минпромторг намерен упорядочить и условия труда самозанятых, чтобы исключить практику подмены трудовых договоров гражданско-правовыми в целях оптимизации расходов. Также планируется усилить налоговую дисциплину партнеров цифровых платформ путем внедрения критериев должной осмотрительности и риск-факторов при обмене информацией с Федеральной налоговой службой (ФНС).

В отношении офлайн-торговли предлагается устранить устаревшие нормы и перекосы, а также выровнять условия работы с маркетплейсами. В частности, планируется снять ограничения, предусмотренные законом о торговле, на работу онлайн-платформ, принадлежащих торговым сетям. В настоящее время торговым сетям запрещено заключать посреднические договоры (агентские, договоры поручения, комиссии) и они обязаны выкупать товары у поставщиков для последующей перепродажи. Этот запрет распространяется и на маркетплейсы, входящие в одну группу с торговой сетью.

Долю ретейлеров на рынке предлагается определять с учетом как офлайн-, так и онлайн-торговли, а условия регулирования взаимоотношений поставщиков и торговых сетей в онлайн- и офлайн-торговле продуктами питания «гармонизировать». Предусматривается также «гибкость регулирования коммерческих условий» договоров сетей с поставщиками «в рамках ограничения вознаграждения в 5%» (каким образом – не детализировано). Это должно оптимизировать расходы на услуги по логистике и другие услуги, предоставляемые торговыми сетями своим партнерами и другие изменения.

Действующий закон о торговле «поддерживает хрупкий баланс в отношениях розничных сетей и поставщиков», говорит исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков. Каждый его пункт выстрадан поставщиками и «отражает особенности товародвижения продовольственных товаров». Поэтому для выравнивания конкурентных условий онлайн- и офлайн торговли логично было бы распространить требования закона о торговле на цифровые платформы, торгующие продовольственными товарами, считает он. А ограничение бонуса в 5% и запрет на агентские схемы в законе нужно оставить, чтобы защитить интересы поставщиков, уверен Востриков.  

 

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX