2025-10-07T11:06:21+10:00 2025-10-07T11:06:21+10:00

Неприемлемая практика: банки продают страховки с огромной наценкой

Фото: freepik.com |  Неприемлемая практика: банки продают страховки с огромной наценкой
Фото: freepik.com

Крупные российские банки наживаются на клиентах, продавая им программы страхования жизни, здоровья и финансовых рисков по завышенным ценам. Стоимость таких полисов может превышать их реальную цену в 3-18 раз. Об этом свидетельствуют материалы финомбудсмена, посвященные неприемлемым банковским практикам за второй квартал 2025 г., на которые ссылаются «Известия». Часто такие страховки оформляются вместе с потребительскими кредитами.

Финансовый уполномоченный уже указал банкам на недопустимость такой непропорциональной платы за страхование, когда стоимость услуги в разы превышает ее реальную цену.

Среди других недобросовестных практик – склонение клиентов к приобретению услуг сторонних компаний. Например, автомобилистам навязывали программы технической поддержки, эвакуации и мелкого ремонта стоимостью от 100 до 360 тыс. руб. В случае отказа клиента и требования вернуть деньги банки ссылались на факт оказания услуги в момент подписания договора.

Интересно, что компании, фактически оказывающие эти услуги, зачастую не упоминаются в договоре с банком, который продал пакет. В результате, когда заемщик просит вернуть деньги за ненужный продукт, кредитор отказывается, заявляя, что он не является стороной этой сделки и отвечает только за кредит. Это прямое нарушение прав потребителей. По закону «О потребительском кредите (займе)», клиенты имеют право на возврат платы за дополнительные услуги, если они были оформлены некорректно, подчеркивают в службе финомбудсмена.

Не менее распространенной остается практика продажи услуг по «управлению» процентной ставкой по кредиту, то есть ее снижению. Стоимость такой «опции» может достигать 100 тыс. руб. и более.

«С января по июнь 2025 г. количество жалоб на банки выросло на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, достигнув 1,4 тыс. обращений», – сообщила финансовый уполномоченный Светлана Максимова. По ее словам, рост числа жалоб связан в том числе с увеличением споров, касающихся мошеннических действий в отношении клиентов банков.

Глеб Яковлев, вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС), отметил, что организация не получает данных о продажах банков, поэтому не осведомлена о практиках реализации страховых продуктов с наценкой.

Между тем с 1 сентября текущего года финансовые организации больше не имеют права навязывать дополнительные услуги без явного согласия клиента. Россияне теперь могут отказаться от таких опций и потребовать возврата уплаченных средств. Продавец услуг обязан вернуть деньги в течение трех рабочих дней.

В Банке России, комментируя ситуацию, отметили, что рост жалоб не всегда отражает текущую ситуацию на рынке. Обращения к финомбудсмену часто связаны с имущественными спорами, например, по выплатам страхового возмещения по договорам, заключенным ранее. В материалах службы финомбудсмена встречаются как договоры, заключенные в 2023-2024 гг., так и более свежие сделки этого года.

Центробанк также напомнил, что банки обязаны информировать заемщиков о наличии дополнительных услуг, предоставлять информацию о «периоде охлаждения» для отказа от них, а также о возможности возврата части страховой премии при досрочном погашении кредита.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX