Евгений Уфимцев, президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Российского союза автостраховщиков (РСА), объяснил как будет осуществляться проверка наличия полисов ОСАГО через камеры.
По его словам, процесс, организованный в рамках информационного взаимодействия ГУОБДД МВД России и АО «НСИС» (оператора АИС страхования), состоит из нескольких этапов.
Первый – фотофиксация транспортного средства. Система определит государственный регистрационный знак автомобиля. Второй – поиск договора ОСАГО. На основе полученных идентификаторов будет осуществлен поиск полиса в АИС страхования.
Третий этап – результат проверки. Если договор ОСАГО будет найден, никаких претензий к водителю не возникнет.
В случае отсутствия договора будет проведена повторная проверка в АИС страхования. Это необходимо для исключения ошибок и предотвращения необоснованного наложения штрафов.
На вопрос о возможности двойного штрафа при пересечении границ двух регионов в течение суток без полиса ОСАГО, Уфимцев ответил: «Соответственно, не имеет значения, где была произведена фото- или видеофиксация проезда автомобиля».
«Мы рассчитываем, что данная мера окажет благоприятное влияние на ситуацию на дорогах в целом. В свою очередь, снижение доли автовладельцев без полисов положительно скажется на защищенности остальных участников дорожного движения, то есть появится гарантированная возможность урегулировать все вопросы по возмещению ущерба со страховой компанией, а в большинстве случаев обойтись без вызова сотрудников ГИБДД, воспользовавшись европротоколом. При этом снизится нагрузка на сотрудников дорожной полиции и суды», – подчеркнул Уфимцев в интервью «Финуслугам».
По оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА), 7-10% автовладельцев страны по-прежнему ездят без полиса. И в случае ДТП автовладельцы, имеющие полис ОСАГО, вынуждены самостоятельно добиваться возмещения с виновника. Кроме того, при отсутствии у одного из участников полиса ОСАГО невозможно оформить Европротокол, который позволил бы быстро оформить ДТП и не создавать пробки и дополнительные аварийные ситуации на дорогах.
Ожидается, что система заработает с 1 января 2026 г.