2025-10-09T12:22:18+10:00 2025-10-09T12:22:18+10:00

«Слава богу, что это эксперимент». Свет и тень китайского безвиза

primpress.ru |  «Слава богу, что это эксперимент». Свет и тень китайского безвиза
primpress.ru

Введение безвизового режима с Китаем вызвало бурю позитивных эмоций. Туристы предвкушают легкие и спонтанные путешествия, а предприниматели видят новые горизонты для бизнеса: от оптимизации логистики до ускорения деловых переговоров и увеличения числа встреч. На первый взгляд, это значительный шаг навстречу, символизирующий укрепление дружеских и партнерских отношений между двумя странами. Однако эта «победа дипломатии» таит в себе не только радужные перспективы. За кажущейся простотой и удобством могут скрываться потенциальные сложности, требующие осмысления.

15 сентября власти Китая отменили визовый режим для россиян. Пока в экспериментальном порядке, который ограничен годом. Цель поездки теперь должна соответствовать следующим критериям: деловые контакты (бизнес), туризм, посещение семьи или друзей, культурный обмен, транзит. Безвизовый режим не распространяется на граждан, прибывающих в Китай для учебы, работы или в журналистских целях.

«Слава богу, что это эксперимент и вводится пока на один год. Если что-то пойдет не так, то через год можно будет свернуть этот проект», – делится опасениями Оксана Зяблова, директор турфирмы «5 звёзд» (Владивосток).

Отмена виз привела к настоящему буму на приграничных территориях. Приморские пункты пропуска захлестнула волна путешественников. Уссурийские таможенники отмечают, что за первые две недели действия нового режима границу пересекли свыше 74 тыс. человек, а 19 сентября был установлен абсолютный рекорд – более 6400 человек за один день. В соседней китайской провинции Хэйлунцзян также зафиксировали рост – пассажиропоток увеличился более чем в два раза.

Но, к сожалению, радость от упрощенного пересечения границы омрачается трудностями. Так, Евгения Белянина, директор турфирмы «Диалог народов», сетует на замедленную процедуру оформления на границе. По ее словам, заполнение иммиграционных карточек и последующий ввод данных в компьютер занимают у пограничников значительное время. Если группа из 50 человек без карточек проходит контроль за 20 минут, то аналогичная группа с заполненными карточками может задержаться на полтора часа.

Вслед за спросом выросли и цены, что тоже логично, все по законам рынка. Авиабилеты на рейсах Владивосток – Шанхай и Владивосток – Пекин подорожали на 15–20%. В первую очередь отличился «Аэрофлот». Но китайская сторона тоже не сидит сложа руки. «Оперативно воспользовавшись ситуацией, в Китае стали повышать цены на размещение в гостиницах», – говорит предприниматель Анна Гладкова.

Мечта нелегалов

Наибольшее опасение у участников рынка вызывает потенциальный рост нелегального туристического бизнеса. Марина Семёнова, председатель Приморской краевой организации Общероссийского профсоюза работников торговли, общественного питания, потребительской кооперации и предпринимательства «Торговое единство» и заместитель председателя комиссии по содействию экономическому развитию Общественной палаты Приморского края, считает безвизовый режим настоящей «мечтой» для нелегальных операторов.

Это связано со значительным упрощением организации неформальных поездок. Возникает риск появления таких явлений, как псевдоэкскурсии, когда под видом туристов в страну ввозят людей для нелегальной торговли или трудоустройства. Также нельзя исключать «серые» медицинские туры. В таких случаях организаторы, не имея необходимых лицензий и договоров с медицинскими учреждениями, собирают группы, полностью снимая с себя ответственность за здоровье пациентов. Очевидно, что значительная часть доходов от подобных операций будет оставаться в тени.

Евгения Белянина отмечает, что речь идет о людях, которые, опираясь на свои связи в Китае, организуют поездки для туристов. В их обязанности входят бронирование гостиниц и покупка обратных билетов. Такая модель позволяет им предлагать более привлекательные цены, поскольку они не несут расходов на аренду, налоги, зарплаты и даже не регистрируются как самозанятые. Их деятельность сводится к поиску клиентов через онлайн-платформы или личные знакомства.

Свою деятельность нелегалы будут только расширять, особенно когда путешествия в Китай станут более привлекательными с точки зрения затрат. Ирина Бродт, заместитель директора департамента продаж по туризму «Билетур»: «Стоимость турпутевок не зависит от визового режима как такового. Однако для тех, кто ранее оформлял визу через консульство, поездки станут дешевле. Для туристов, путешествующих в составе организованных групп по спискам, условия остаются прежними».

Анна Гладкова: «Введение безвизового режима открыло новые возможности для транспортного сообщения. Так, рейсовые автобусы между Владивостоком и Китаем теперь предлагают билеты в одну сторону по цене от 2 600 руб. Стоимость проезда туда-обратно составит около 5 200 руб., не включая проживание и питание. При этом существуют и более комплексные предложения: трехдневные туры с гостиницей обойдутся всего в 5 000 руб.».

Евгения Белянина: «Безвизовый приграничный туризм в такие города, как Хуньчунь, Суйфэньхэ или Мишань, действует с 2000 г. Стоимость трехдневных поездок с проживанием в этих направлениях уже составляла около 5 000 руб. Однако с сентября этого года возможности расширяются: упрощаются поездки в крупные города, такие как Шанхай, Пекин и Далянь. Это особенно выгодно для семей из 3–4 человек. Ранее оформление виз было длительным и затратным процессом, нередко требовавшим объединения в группы и занимавшим до месяца. Теперь, благодаря безвизовому режиму, ожидается значительный рост туристического потока. Маршруты, такие как Владивосток – Шанхай или Владивосток – Пекин, станут более доступными и удобными для путешествий».

Эффект «перетока»

На фоне сложившейся ситуации возникает закономерный вопрос: не окажутся ли приморские предприниматели в убытке из-за того, что российские туристы теперь чаще выбирают для отдыха Китай?

Марина Семёнова полагает, что ситуация далека от катастрофы. «Скорее, это стимул для приморских предпринимателей повышать качество сервиса и создавать уникальные предложения, недоступные китайским конкурентам. Внутренний туризм должен перейти от простого ночлега к концепции получения уникального опыта», – подчеркивает эксперт.

С ней согласна Карина Кравченко, руководитель и основатель компаний «Гранд Тур» и «Момент НавсегДа», прогнозируя, что в целом туристический рынок станет более разнообразным: «Те, кто искал дешевый шопинг, лечение или короткие поездки, будут ездить чаще. Однако это не отменяет внутреннего туризма. Люди по-прежнему хотят видеть красоту Приморья: острова, маяки, наслаждаться гастрономией. Задача местных предпринимателей – сделать сервис таким, чтобы клиент захотел остаться здесь, а не уезжать в Китай».

Евгения Белянина уверена, что владивостокские отели и рестораны не потеряют клиентов. «Предпочтения туристов очень разные. Кто-то предпочитает отдых в Китае, кому-то нравится внутренний туризм. А настоящие любители путешествий с удовольствием посещают обе страны. К нам же увеличивается гостевой поток с Запада: приезжают туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Краснодара и Сочи. У каждого отеля и ресторана есть своя надежная клиентская база, поэтому за их бизнес переживать не стоит», – заключает Белянина.

Но есть одно «но». В туристической отрасли нарастает обеспокоенность в связи с ожидаемым зеркальным ответом России по безвизу. Уже сейчас существуют проблемы, связанные с нелегальным бизнесом китайских предпринимателей во Владивостоке. Речь идет о незарегистрированных гостиницах, неуплате налогов, а также о ресторанах и гидах, работающих вне официальных рамок. Увеличение срока пребывания до 30 дней только усугубит ситуацию.

Оксана Зяблова: «Серый бизнес расцветет однозначно. Чем меньше контроля, тем больше прибыли не в кассе города. Будем убирать мусор за китайцами, а все налоги и прибыль не будут пересекать границу России».

Анна Гладкова: «Когда въезд в Россию упростится, это может привести к наплыву в Приморье как самих китайцев, так и китайских товаров, причем через «серую» зону. Такой поворот вряд ли обрадует местных предпринимателей. При этом я вижу и обратную ситуацию – китайцы активно приезжают в Россию, много путешествуют, покупают продукты, подарки, ездят по туристическим маршрутам. Они берут хлеб, колбасу, русскую водку, но одежду почти не покупают. Многие из них приезжают семьями, закупаются продуктами и уезжают, создавая своеобразное паломничество в Россию».

Еще один вопрос – сам Владивосток не готов к туристическому потоку из Китая. «У нас ограниченный номерной фонд, мало англоговорящих и владеющих китайским языком гидов, слабая инфраструктура под массовый туризм. Но именно это должно стать вызовом. Вопрос не «готовы ли мы?», а «как быстро мы сможем подготовиться». Если правильно использовать эту возможность, Владивосток может стать не «жертвой наплыва», а центром туристической интеграции с Китаем», – полагает Карина Кравченко.

Марина Семёнова: «Инфраструктура Владивостока сегодня не рассчитана на массовый, внезапный наплыв туристов. Проблемы города всем известны: пробки на дорогах, нехватка качественного и доступного размещения в сезон, катастрофическая нехватка квалифицированных гидов и переводчиков, особенно с медицинским уклоном, отсутствие понятной навигации, мобильных приложений, терминалов с UnionPay. Но, на мой взгляд, именно безвиз должен заставить городские власти и бизнес-сообщество экстренно решать эти проблемы».

КОММЕНТАРИЙ

Андрей Барсуков, директор турбазы «Край трех границ»: «Безвизовый режим выгоден для самостоятельных путешественников, но менее привлекателен для туроператоров, привыкших работать с группами. Тем не менее он открывает новые возможности для российских предпринимателей и тех, кто часто посещает Китай. Например, мой знакомый, чья жена с ребенком постоянно проживают в Китае, может беспрепятственно навещать их. Он работает в России, а летом занимается морскими прогулками, после чего также навещает семью.

Введение безвизового режима для китайских туристов, вероятно, приведет к значительному росту их числа в России. Текущий курс рубля делает нашу страну более доступной для отдыха. Стоит отметить, что китайские туристы уже активно посещают Россию по визам, формируя значительный поток. Через пограничные пункты, такие как Краскинский, регулярно следуют автобусы с китайскими туристами, зачастую превосходящие по численности российских путешественников в Китай. Безвизовый режим может вернуть и даже превзойти допандемийный уровень туристического потока. Более того, существует риск нелегальной предпринимательской деятельности со стороны китайских граждан, которые могут использовать безвизовый режим для временного пребывания и последующего возвращения с целью заработка».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX