В Приморском крае наблюдается устойчивый рост цен на топливо, который в последнее время стал ежемесячным. Только в октябре стоимость бензина поднималась дважды, что привело к общему удорожанию топлива, включая дизельное, более чем на рубль. Эта тенденция не уникальна для региона: по всей России, согласно данным Росстата, с начала года цены на бензин подскочили почти на 11%, и, похоже, этот рост далек от завершения. Повышение стоимости топлива запускает цепную реакцию, которая неизбежно отражается на ценах товаров и услуг. Логистика, являющаяся кровеносной системой торговли, становится дороже. Каждый дополнительный рубль, добавленный к цене бензина или дизеля, в конечном итоге «приплюсовывается» к стоимости конечного продукта. Эксперты предупреждают, что уже в следующем году мы почувствуем это на себе в полной мере.
Цены – в космос, рынок – в бездну
За последние полтора десятилетия цены на топливо в Приморском крае улетели в космос в буквальном смысле. Если в 2010 г. литр АИ-92 стоил около 26,3 руб., АИ-95 – 26,8 руб., а дизельное топливо – 21,5 руб., то к 2025 г. стоимость бензина превысила 60–70 руб., а дизель достиг отметки в 73 руб. за литр. И это не предел: по прогнозам, в 2026 г. стоимость моторного топлива вырастет еще на 8–10%. Как каждый рубль, приплюсованный в буквальном смысле к цене бензина, отражается на конечной стоимости товаров?
По словам Вадима Воложанина, коммерческого руководителя ООО «ТОП-Логистик», бензин – это уникальный ресурс, оказывающий мультипликативный эффект на экономику. В отличие от других ресурсов, таких как металл или пластик, подорожание которых влияет на отдельные отрасли, рост цен на топливо затрагивает практически все сферы бизнеса, поскольку транспорт и логистика являются неотъемлемой частью производственных и торговых процессов.
Повышение цен на бензин и дизельное топливо неизбежно отражается на стоимости товаров и услуг. Однако этот процесс не мгновенный и не пропорционален каждому рублю удорожания топлива. Вадим Воложанин отмечает, что корректировка цен на товары обычно происходит с определенной периодичностью, например, раз в квартал. В этот период могут аккумулироваться различные факторы удорожания, включая рост цен на топливо, что может привести к увеличению цен на товары на 10–15 руб.
В то же время транспортные компании реагируют на изменение стоимости топлива более оперативно. При росте цены бензина на рубль стоимость перевозки увеличивается пропорционально. Это связано с тем, что транспортные расходы составляют значительную часть себестоимости перевозок и компании вынуждены быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
Причина и следствие
Почему дорожает бензин? Проблема даже не в текущей биржевой или розничной стоимости бензина. Он у нас по-прежнему достаточно дешев. В рейтинге стран по цене топлива от убывания к возрастанию Россия занимает 25-е место из почти 170 государств, по которым есть данные. Причем самый дешевый бензин – в гораздо более бедных, чем Россия, но обладающих большими запасами топлива и нефти Ливии и Иране. Наша главная топливная проблема в угрозе возникновения системного дефицита бензина при росте потребления и отсутствии возможностей резко нарастить производство. По подсчетам аналитика группы «Финам» Сергея Кауфмана, только за последний год снижение объемов производства топлива составило 15%.
Дефицит топлива в принципе не новость. На пиках потребления (летом и зимой) такое и раньше случалось неоднократно. Но сейчас в России впервые возникла ситуация, при которой превышение производства над потреблением минимально, при этом многие НПЗ закрываются на внеплановый ремонт из-за атак украинских дронов, а сами ремонтные работы затягиваются из-за отсутствия иностранного оборудования.
Базовые предложения по стабилизации ситуации в отрасли, обсуждаемые в правительстве, привычны и логичны. Тактически – увеличить объем обязательной оптовой продажи бензина через биржу с 15% до 17%, ограничивать экспорт (поставки за рубеж для производителей выгоднее, чем на внутренний рынок), в крайнем случае – договариваться с нефтяными компаниями по согласованным мерам ручного регулирования цен на их заправках. Стратегически – модернизировать российские нефтеперерабатывающие заводы: по планам Минэнерго, к 2030 г. глубина переработки нефти должна достичь 90% против 84,1% в 2023 г., а выход бензина, дизеля и керосина планируется увеличить с 64% до 72%, что позволит гарантированно покрывать внутренний спрос. То есть без увеличения добычи нефти можно будет существенно нарастить производство нефтепродуктов.
Но на такую модернизацию нефтепереработки нужно время и оборудование, причем преимущественно западное: Китай в этой сфере нам Запад не заместит, и у нас самих пока не получается. А если получится, то явно не сразу.
При этом важно понимать, что нынешний топливный кризис возник в совершенно другом экономическом контексте, чем все предыдущие. Раньше производители нефтепродуктов могли легко компенсировать потери от попыток искусственно ограничить внутренние цены или запретить экспорт бензина наращиванием экспорта других нефтепродуктов. Раньше не было никаких внеплановых ремонтов НПЗ из-за атак дронов. Сейчас есть такие ремонты и такие атаки. Есть санкционный ценовой потолок на российскую нефть и вынужденный дисконт для ее основных постоянных покупателей – Индии и Китая.
Что в сухом остатке? Вадим Воложанин: «Сейчас перерабатывают ровно столько, сколько позволяют мощности, и этого явно не хватает для полного удовлетворения потребностей всех регионов. В стране просто не хватает бензина, люди вынуждены стоять в очередях на заправках по нескольку часов, а лимиты на выдачу топлива только усугубляют ситуацию. Это самое время заправки транспортного средства перевозчики закладывают в стоимость транспортировки. Кроме того, учитываются и риски тотальной нехватки топлива в ближайшем будущем. Перевозчик, опасаясь остаться в перспективе без работы, эти риски также закладывает в цену транспортировки, исходя из принципа «на всякий случай».
Так что даже небольшое повышение цены бензина (например, с 60 до 61 руб.) автоматически отражается на стоимости перевозок и, соответственно, на конечных ценах товаров.
Анатолий Кравченко, генеральный директор компании «Экология Города»: «Топливо подорожало в основном на коммерческих заправках, но мы стараемся заправляться на тех АЗС, которые сохраняют более демократичные цены. И как раз на таких заправках возникают очереди. Чтобы заправить полный бак, водители вынуждены тратить от 40 мин., а это уже проблема. Представьте, водитель едет до Владивостока, у него все расписано по минутам, но из-за очередей на АЗС он теряет драгоценные полчаса и графики сбиваются».
Цепная реакция
Сегодня практически невозможно представить себе бизнес, который бы не зависел от перевозок. Особенно сильно рост цен на топливо сказывается на стоимости всего, что мы видим на полках магазинов: от продуктов питания и одежды до бытовой химии. Даже производителям приходится либо самостоятельно привозить сырье, либо заказывать доставку готовой продукции, что неизбежно связано с транспортными расходами.
Ольга Никифорова, основатель торговой марки Green East, подтверждает: «Стоимость бензина напрямую влияет на наш бизнес. Мы закупаем не только сырье и упаковку, но и оплачиваем доставку, которая значительно подорожала из-за роста цен на топливо. Поскольку мы полностью зависим от логистики, наши затраты постоянно растут. В итоге мы вынуждены повышать цены на конечный продукт. Конечно, это отражается на покупателях, но изменить систему мы не в силах, просто стараемся делать все возможное, чтобы сохранить качество своей продукции».
Ольга Евтушенко, индивидуальный предприниматель и создатель бренда «ЛЮДИ В ХУДИ» во Владивостоке: «С начала года цены на бензин постоянно растут, и особенно это ощущалось летом, когда торговля и так находится в непростом положении. Рост стоимости топлива напрямую влияет на расходы доставки – с прошлого года она подорожала примерно на 3–5%. Для нашего бизнеса удорожание логистики – серьезный вызов, ведь ткань и фурнитуру нам транспортируют из Москвы».
Но есть и более глубокая проблема. Казалось бы, как рост цен на бензин, который, безусловно, ведет к удорожанию товаров первой необходимости, может повлиять, например, на магазин одежды?
«Самым прямым образом, – отвечает Евтушенко. – Когда покупательная способность людей снижается, семьи вынуждены выбирать, на что потратить свой бюджет. Если раньше семья могла купить два костюма на сезон, то сейчас им хватает денег только на один. При этом родители часто отдают предпочтение нуждам детей, особенно в период подготовки к школе или холодов. Четко ощущается, что семейные бюджеты ограничены, а покупатели экономят даже на важных покупках, отдавая приоритет именно самым необходимым товарам – лекарствам, продуктам питания. Вот такие новые реалии».
Рост цен на топливо рикошетом бьет и по молочному производству
Юрий Минкин, директор Арсеньевского молочного комбината: «Несмотря на удорожание, отказаться от перевозки продукции невозможно, ведь товары должны доходить до покупателей. Однако приходится сокращать объемы перевозок, что отражается на доступности и цене продуктов. Когда цены на продукты растут быстрее, чем зарплаты, люди начинают экономить даже на самых необходимых вещах – выбирая, например, между кефиром и йогуртом или сметаной и творогом. В итоге покупательная способность смещается в сторону более маленьких размеров упаковок и порций продуктов. Производители вынуждены адаптироваться к запросу потребителей: на полках магазинов все чаще появляются «четвертинки» хлеба, компактные упаковки творога и молока, конфеты, упакованные по 5–6 штучек и так далее. Мы, как производители, четко видим эту тенденцию».
Минкин отмечает, что при уменьшении объемов продукта доля самой упаковки в общей массе товара растет. Для предпринимателей это дополнительный негативный фактор, ведь упаковка и сама себестоимость производства тоже дорожает. «Для производителей всегда проще реализовать один литр молока, чем две упаковки по 0,5 литра. Но тут, как говорится, спрос определяет предложение», – поясняет директор Арсеньевского молочного комбината.
С большой долей вероятности можно сказать, что изменения, которые сейчас происходят, не последние и рост цен, скорее всего, продолжится.
Юрий Минкин: «Считаю, что каждому нужно понимать: сейчас Россия проходит непростой период испытаний. И в условиях, когда все силы страны направлены на защиту границ, к удорожанию нельзя относиться агрессивно – это просто факт, как и гроза, которую нельзя оценивать как «хорошую» или «плохую». Когда идет сильный дождь, мы не ругаем природу, а просто выбираем подходящую одежду. Так и сегодня – важно переждать этот период, планировать покупки и внимательно подходить к бюджету. Это касается как предприятий, так и семей».
Чего ждать?
По мнению экспертов, резкий рост внутренних цен на бензин, если перестать их сдерживать различными административными и полуадминистративными мерами, угрожает новой вспышкой инфляции. Существенное падение спроса на бензин возможно лишь в случае затяжной рецессии, что тоже не лучший вариант для российской экономики, бизнеса и населения.
В такой ситуации перед властями стоит выбор между опережающим ростом цен на бензин независимо от динамики мировых цен и искусственным ограничением этого роста при риске дальнейшего падения доходов от экспорта нефтепродуктов и прибыли нефтяных компаний, традиционно одних из главных доноров федерального бюджета. При этом хронический дефицит топлива в конкретных регионах еще хуже всех этих вариантов, ведь бензин в современной повседневной жизни людей – практически настолько же важный товар, как хлеб, а для бесперебойной работы бизнеса даже важнее хлеба.
От того, как будет развиваться ситуация на российском топливном рынке в ближайшие месяцы, зависят и темпы роста экономики, и масштабы инфляции, и динамика дефицита бюджета. Поэтому очереди на автозаправках – это только верхушка айсберга. Самое печальное, что всех нас, скорей всего, ждет ощутимый рост цен на все и вся.