Банк России направил в комитет Госдумы по бюджету и налогам свое заключение по дорабатываемому законопроекту о налоговых изменениях, которые должны вступить в силу с 2026 г. Регулятор настаивает на том, чтобы из документа исключили норму о введении НДС на операции с банковскими картами. В ЦБ считают, что такое нововведение способно спровоцировать заметное удорожание банковских услуг.
В письме регулятора подробно разъясняется позиция относительно подпункта «б» пункта 4 статьи 2 законопроекта. Банк России полагает необходимым сохранить освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) для целого ряда операций.
Речь идет о банковских услугах, связанных с обслуживанием карт, а также о деятельности организаций, обеспечивающих информационное и техническое взаимодействие между участниками расчетов. В частности, это касается услуг по сбору, обработке и предоставлению участникам расчетов данных по операциям с банковскими картами.
По оценке ЦБ, обложение указанных операций НДС чревато серьезными последствиями для рынка. Прежде всего, это приведет к росту тарифов на эквайринг и процессинг, что неизбежно увеличит стоимость транзакций. В результате безналичные платежи могут стать менее привлекательными для потребителей.
Кроме того, повышение налоговой нагрузки отразится на доходности банков и существенно ограничит их возможности по развитию бонусных программ, кешбэков и выгодных условий обслуживания карт. В письме подчеркивается, что вместо расширения спектра финансовых услуг банки будут вынуждены компенсировать возникающие убытки за счет повышения комиссий и ставок по другим продуктам.
Особую озабоченность Банка России вызывает потенциальное влияние НДС на услуги процессинга. Регулятор обращает внимание, что изменение налогового режима затронет все ключевые платежные сервисы, имеющие социальную значимость. Среди них – платежная система «Мир», Система быстрых платежей, платформа цифрового рубля и система передачи финансовых сообщений ЦБ. В условиях действующего санкционного давления дополнительная налоговая нагрузка на эти сервисы может оказаться крайне нежелательной.
Законопроект, о котором говорится в письме ЦБ, был принят Госдумой в первом чтении 23 октября. Пакет поправок в Налоговый кодекс нацелен на увеличение доходов бюджета в период с 2026 по 2028 г. Одним из предлагаемых изменений стала отмена льготы по НДС, которая действует с 2006 г. и распространяется на операции и услуги по обслуживанию банковских карт, а также на услуги процессинга и эквайринга – то есть на передачу и обработку данных между участниками расчетов.
Реакция на инициативу изначально оказалась неоднозначной. Счетная палата отметила отсутствие в документе и в проекте федерального бюджета расчетов, которые могли бы обосновать целесообразность отмены льготы. В Минфине пояснили, что точную оценку бюджетного эффекта можно будет сформировать лишь после принятия окончательной редакции соответствующих изменений в Налоговый кодекс. Между тем финансовый директор Сбербанка Тарас Скворцов в конце октября сообщил, что в самом жестком варианте отмена льгот по уплате НДС при обслуживании банковских карт может обойтись банковскому сектору более чем в 200 млрд руб.
Эквайринг представляет собой услугу, позволяющую магазинам и сервисам принимать безналичные платежи, а процессинг отвечает за передачу и обработку данных между банками и платежными системами. Льгота по НДС на операции с обслуживанием банковских карт была введена 1 января 2006 г. именно для стимулирования безналичных расчетов. Благодаря этому освобождению расходы участников рынка – банков, платежных систем и процессинговых центров – не облагались налогом, что способствовало снижению стоимости обслуживания транзакций. Операторами процессинга в России выступают как банки, так и специализированные центры, включая НСПК.