2025-11-06T14:33:52+10:00 2025-11-06T14:33:52+10:00

Ситуация жесткая: маркетплейсы отбирают деньги у торговцев

Фото: freepik.com |  Ситуация жесткая: маркетплейсы отбирают деньги у торговцев
Фото: freepik.com

По информации Центра финансовой аналитики Сбербанка, за последние два года традиционная розничная торговля в России лишилась существенной доли оборота – потери оцениваются в 20%. Главная причина – стремительный рост популярности маркетплейсов.

Как отметил руководитель центра Михаил Матовников, за год количество торговых точек в непродовольственной рознице сократилось на 4%. Одновременно уменьшилась и численность персонала: в наиболее пострадавших сегментах штат сократился в среднем на 10%.

На протяжении пяти кварталов подряд фиксируется снижение реальных доходов розничной торговли. Причем в последние три квартала падение наблюдается даже в номинальном выражении, что говорит о системных проблемах отрасли.

При этом маркетплейсы уверенно наращивают присутствие на рынке. За три года их доля в объеме непродовольственных покупок почти удвоилась: с 18 до 32%. Особенно заметно влияние онлайн-площадок в таких категориях, как:

• одежда (почти половина всех продаж теперь проходит через маркетплейсы);

• бытовая техника (44% продаж);

• товары для дома (42% продаж).

В ответ на усиление конкуренции торговые сети вынуждены оптимизировать бизнес-процессы. Компании активно сокращают неэффективные филиалы, уменьшают торговые площади и закрывают нерентабельные объекты. Особенно болезненно этот процесс протекает у крупных ретейлеров, которые занимают значительные площади в торговых центрах.

Несмотря на масштабные сокращения, рынок труда остается относительно стабильным. Увольняемые сотрудники достаточно быстро находят новую работу – во многом благодаря общему дефициту рабочей силы. Кроме того, такие кадровые изменения не приводят к росту просрочек по кредитам среди бывших работников.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX