2025-11-07T08:18:48+10:00 2025-11-07T08:18:48+10:00

Сюрприз от Минфина: налоговая реформа – 2026 пойдет по-другому сценарию

фото: пресс-служба Госдумы |  Сюрприз от Минфина: налоговая реформа – 2026 пойдет по-другому сценарию
фото: пресс-служба Госдумы

Министерство финансов представило вторую редакцию проекта федерального бюджета на будущий год, которая предусматривает ряд смягчений в налоговой политике. Об этом сообщил глава ведомства Антон Силуанов на заседании правительства.

Ключевым изменением станет постепенное снижение порога доходов для применения упрощенной системы налогообложения (УСН) и патентной системы налогообложения (ПСН). Так, с 2026 г. этот порог составит 20 млн руб., с 2027 г. – 15 млн и только с 2028 г. – 10 млн руб.

«Переходный период даст бизнесу время адаптироваться к новым правилам применения спецрежимов», – отметил министр.

В связи с этим законопроект также предлагает не ограничивать применение ПСН в сферах стационарной торговли и автотранспортных услуг по перевозке грузов. Для малого бизнеса, впервые становящегося плательщиком НДС, предусмотрена возможность однократно отказаться от пониженной ставки в первый год работы, не дожидаясь трехлетнего срока.

Помимо мер, касающихся спецрежимов, проект бюджета включает и другие улучшения для бизнеса. Так, предлагается сохранить освобождение от НДС при реализации прав на российское программное обеспечение. Организации радиоэлектронной промышленности получат возможность учитывать в доле профильных доходов не только доходы от реализации оборудования, но и от услуг по проектированию и разработке такого оборудования при применении пониженных страховых взносов.

Регионам же будет предоставлено право устанавливать инвестиционный налоговый вычет по расходам, определяемым ими самостоятельно.

Напомним, 22 октября Госдума в первом чтении утвердила правительственные инициативы о повышении с 2026 г. ставки НДС с 20 до 22%, о снижении освобождающего от уплаты НДС порога доходов пользователей упрощенной системы налогообложения с 60 млн до 10 млн руб. в год (с правом выбора: платить полную ставку с вычетами или льготную в размере 5–7% без вычетов).

По подсчетам экспертов, при таком сценарии предприятия в отраслях с низкой рентабельностью  либо были вынуждены закрываться, либо уводить часть оборота в наличные, либо дробить компании.

Согласно исследованию центра «Аналитика. Бизнес. Право», в первую очередь это могло коснуться розничной торговли, где средняя рентабельность составляет 6%. В этой сфере эксперты прогнозировали уход в тень от 30 до 40% ИП и юрлиц с выручкой от 10 до 30 млн руб. Также оценивались риски для предпринимателей в сфере недвижимости (рентабельность – 9%). В частном образовании из официального поля могли уйти 25–30% организаций при рентабельности 9%. Среди подрядчиков компаний-застройщиков и в сфере профессиональных услуг в тень могли  «спрятаться» 20–25% предпринимателей при рентабельности 10 и 9,2%, соответственно.

Помимо этого, компании в указанных сферах рисковали оказаться на пороге закрытия. Согласно исследованию, в розничной торговле это грозило до 25–35% организаций с выручкой 10–30 млн. В сферах частного образования, профессиональных и бытовых услуг – до 15–20%.

Даже если малый бизнес не будет формально закрываться, государство может потерять 61,4 млрд руб. из-за его ухода в тень, подсчитали авторы исследования. Если остановится 15–20% предприятий, то бюджет практически не получит дополнительных доходов. При закрытии 25–30% организаций эксперты прогнозируют недостаток допдоходов.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX