Российский рынок грузоперевозок переживает не лучшие времена. Растущие издержки и падающая прибыльность вынуждают компании закрываться, что приводит к дефициту перевозчиков. По данным отраслевых ассоциаций, количество юридических лиц, находящихся в стадии ликвидации или банкротства, достигло рекордного уровня за последние 17 лет. Эксперты прогнозируют дальнейшее ухудшение ситуации в 2026 г., ожидая ухода с рынка еще около 7% компаний.
Среди основных причин кризиса называют увеличение себестоимости перевозок, снижение тарифов и усиление конкуренции со стороны крупных торговых сетей и маркетплейсов, развивающих собственные логистические сети. Ужесточение кредитной политики банков также усугубляет положение, ограничивая доступ компаний к финансированию.
Ситуацию может усугубить планируемое повышение утилизационного сбора на грузовые автомобили и отмена патентной системы налогообложения для перевозчиков. Хотя эти меры направлены на повышение прозрачности рынка и борьбу с недобросовестными игроками, они также увеличат финансовую нагрузку на бизнес.
Власти предлагают различные меры поддержки, включая отсрочку по налогам, смягчение условий лизинга, стимулирование обновления автопарка и развитие цифровых сервисов. Однако хватит ли этих мер для стабилизации ситуации и предотвращения дальнейшего сокращения числа перевозчиков, покажет время.