Российское посольство в Токио сообщает о растущем интересе со стороны японских авиаперевозчиков к восстановлению прямого авиасообщения с Россией. По данным дипломатов, этот запрос исходит от крупных авиакомпаний, которые, по их словам, пострадали от «антироссийской политики японского правительства».
В частности, отмечается, что Japan Airlines (JAL) и All Nippon Airways (ANA) вынуждены прокладывать маршруты в Европу в обход российского воздушного пространства. Это приводит к увеличению стоимости билетов и продолжительности полетов. Российские авиакомпании также выражают заинтересованность в возобновлении прямых рейсов в Японию, однако для этого, как подчеркнули в посольстве, необходимо политическое решение со стороны Токио.
Ранее прямые рейсы из Владивостока в Японию выполнялись именно JAL и ANA. Однако они были прекращены из-за проблем с пассажиропотоком. Авиакомпании S7 и «Аврора», также работавшие на этом направлении, продолжали полеты до пандемии коронавируса. После начала специальной военной операции авиасообщение между странами было в принципе приостановлено.
До пандемии наблюдался значительный рост пассажиропотока между Японией и Приморским краем. В 2019 г. Приморье посетило около 35 тыс. японских туристов, что на 70% больше, чем в 2018 г. В свою очередь, количество поездок приморцев в Японию по делам, учебе и туризму в 2019 г. составило 34,8 тыс., что в 1,5 раза превысило показатели 2018 г.
В настоящее время, по данным Японской национальной туристской организации (JNTO), за девять месяцев 2025 г. Японию посетило 129,2 тыс. российских туристов, что вдвое больше, чем годом ранее. Отсутствие прямых рейсов делает путешествие в Японию для россиян многоэтапным: сначала перелет в промежуточный хаб, а затем в один из японских городов.
Наиболее популярным вариантом стыковки, по данным авиасервисов и японских дипломатов, являются рейсы через Китай. Российские путешественники часто выбирают маршруты из Москвы, Владивостока или Благовещенска в Пекин, Шанхай или Гуанчжоу, а затем перелет в Токио или другие японские аэропорты.