Сенатор от Приморского края Александр Ролик провел совещание, посвященное развитию и эффективному функционированию системы грузовых и пассажирских перевозок в российской части Тихого океана. Мероприятие, организованное Комитетом СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера совместно с Советом по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации и Комитетом СФ по экономической политике, собрало ключевых экспертов и представителей ведомств.
Александр Ролик подчеркнул, что в условиях переориентации российской экономики на Восток роль дальневосточных морских портов значительно возросла. «Ключевым условием для развития морских перевозок в российской части Тихого океана является модернизация и создание новой портовой инфраструктуры», – отметил сенатор.
Он добавил, что в настоящее время практически во всех морских портах Дальневосточного федерального округа реализуются проекты, направленные на увеличение мощности и ускорение обработки грузов. Сенатор также обратил внимание на необходимость синхронизации усилий по наращиванию пропускной способности морских портов с развитием железнодорожных и автомобильных подходов к ним.
Для снятия ограничений по наращиванию грузооборота действующих морских портов Александр Ролик предложил рассмотреть создание системы «сухих портов». Эти расположенные на суше аналоги морских портов могли бы стать центрами обработки грузов международной торговли, предоставляя услуги по таможенному оформлению, консолидации судовых партий, хранению и распределению грузов.
Кроме того, сенатор высказался за расширение применения механизмов государственно-частного партнерства, концессионных соглашений и других форм инвестирования в железнодорожный транспорт для финансирования строительства и обустройства железнодорожных линий.
Важным фактором увеличения грузовых перевозок в Дальневосточном бассейне, по мнению Александра Ролика, является более активное использование Северного морского пути. «Развитие транзитных контейнерных перевозок по Северному морскому пути является значимым элементом комплекса мер по созданию Трансарктического транспортного коридора», – заявил он.
Сенатор напомнил о передаче акций компании «Дальневосточное морское пароходство» Госкорпорации «Росатом» в ноябре 2023 г. «Объединение усилий этих компаний должно способствовать развитию транзитного потенциала Северного морского пути, инфраструктурным оператором которого является «Росатом», – подчеркнул законодатель.
Отдельное внимание на совещании было уделено развитию пассажирских перевозок морским транспортом в дальневосточных регионах. Александр Ролик отметил особую востребованность этого вида перевозок в Сахалинской области, что обусловлено островным характером ее территорий.
В ходе совещания с докладами выступили статс-секретарь – заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Антон Басанский, директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли РФ Сергей Абдыкеров, а также заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Министерства транспорта РФ Станислав Сипилин.