Предложение Центробанка о запрете маркетплейсам продавать финансовые продукты своих дочерних банков и устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты вызвало бурную реакцию у объединенной компании Wildberries & Russ. В маркетплейсе назвали эти меры «избыточными» и «дискриминационными», аргументируя свою позицию тем, что подобные практики уже распространены в ретейле и банковской сфере.
На днях глава Центробанка Эльвира Набиуллина направила главе Минэкономики Максиму Решетникову письмо с предложениями по регулированию платформенной экономики. Одним из ключевых пунктов стало требование запретить онлайн-платформам устанавливать разные цены на товары в зависимости от способа оплаты. В качестве дополнительного контролера этого процесса предлагается привлечь Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
Кроме того, ЦБ настаивает на запрете продажи на маркетплейсах финансовых продуктов дочерних банков. По мнению Набиуллиной, такие банки обладают «заведомо неконкурентными преимуществами» по сравнению с другими участниками банковского рынка. Это означает, что маркетплейсам придется вывести свои банки за пределы приложений и сайтов, а также прекратить рекламу вкладов, кредитов и карт на своих площадках.
В ответ на предложения Центробанка, пресс-служба объединенной компании Wildberries & Russ выступила с резкой критикой. Представители компании заявили, что скидки, предоставляемые маркетплейсами через собственные финансовые учреждения, по сути, являются программами лояльности, аналогичными тем, что существуют в ретейле и банковской сфере.
«Предложения, сформулированные по принципу «или или», фактически дискриминируют платформы», – говорится в пресс-релизе. Wildberries & Russ считают, что Центробанк, по сути, оставляет платформам лишь один вариант: при развитии финансовых услуг обращаться к крупным банкам, многие из которых уже являются их конкурентами на рынке цифровых платформ.
Компания также обратила внимание на отсутствие симметричного запрета для банков на продажу собственных финансовых продуктов в их экосистемах. По мнению Wildberries, крупные банки сами «дискриминируют другие кредитные организации, предлагая именно своим клиентам льготы и более низкие цены внутри своих экосистем».