Крупный российский ретейлер «Лента», контролируемый Алексеем Мордашовым, получил в залог 33%-ную долю в компании «Продукт-Эконом», управляющей сетями супермаркетов «Реми», «Ремисити» и «Экономыч». Эта сделка, по мнению экспертов, открывает «Ленте» двери на дальневосточный рынок, где компания ранее сталкивалась с трудностями в экспансии.
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), 17 ноября «Лента» получила в залог доли в двух компаниях: ООО «Владивостокское управление строймеханизации» (на 21% контролирует «Продукт-Эконом») и ООО «Меркурий» (на 12%). Эти фирмы принадлежат Людмиле Сулеевой, а также Софье и Дмитрию Мишиным соответственно. Важно отметить, что оставшиеся 67% «Продукт-Эконом» контролирует непосредственно Дмитрий Сулеев, и его доля при этом не обременена обязательствами перед «Лентой».
Предполагается, что заложенные доли являются частью более масштабной сделки по приобретению сети супермаркетов «Реми». «Продукт-Эконом» – одно из юрлиц дальневосточного ретейлера. Ему принадлежат товарные знаки «Реми», «Ремисити», «Экономыч», также он владеет десятком юрлиц, занятых розничной торговлей. Топ-менеджеру одного из дальневосточных ретейлеров известно, что «Лента» заключила сделку по покупке бизнеса «Реми».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров оценивает весь бизнес дальневосточной компании с учетом долга в 18-20 млрд руб. На начало 2025 г. группа насчитывала 116 магазинов в Приморском и Хабаровском краях и на Сахалине. Она заняла 3-е место в регионе по выручке после «Самбери» и «Меркурий ритейл холдинга» (сети «Красное & белое» и «Бристоль»).
Для «Ленты», которая давно стремилась закрепиться на Дальнем Востоке, но ранее не смогла договориться о сделке с крупнейшей региональной сетью «Самбери» (которая в итоге была приобретена «Магнитом»), покупка «Реми» становится критически важным шагом. Это позволит компании получить готовый прибыльный бизнес и значительно укрепить свои позиции.
Такой шаг «Лента» предпринимала не раз. В последнее время компания уже пополнила свои активы сетями «Монетка», «Улыбка радуги» и челябинским ретейлером «Молл».
«Ленту» контролирует «Севергрупп» Алексея Мордашова. Согласно отчету компании, по итогам третьего квартала выручка «Ленты» выросла на 26,8% год к году, до 267,5 млрд руб. Розничные продажи сети составили 264,8 млрд руб., увеличившись на 26,5% год к году, а сопоставимые продажи (LFL) выросли на 10,4% на фоне роста LFL-среднего чека на 11,1%.
Кроме того, общая торговая площадь группы увеличилась на 21% год к году и составила 2 879 тыс. кв. м на фоне открытий преимущественно в формате магазинов у дома, а также приобретения сетей «Улыбка радуги» и «Молния». Онлайн-продажи выросли на 26,7% год к году, до 16,9 млрд руб., при этом рост собственных сервисов составил 66,3%.
В третьем квартале группа открыла (с учетом закрытий) 301 магазин у дома, 9 супермаркетов, 1 гипермаркет и 110 магазинов дрогери. Валовая прибыль выросла на 32,6% год к году и составила 61,3 млрд рублей, а валовая рентабельность увеличилась на 101 б. п., до 22,9%. Показатель EBITDA составил 19,6 млрд руб., увеличившись на 15,5%. Рентабельность EBITDA снизилась на 72 б. п. и составила 7,3%.
Что касается результатов «Ленты» за все девять месяцев (с января по сентябрь 2025 г.), то за этот период выручка сети увеличилась на 25,1% год к году, до 781,4 млрд руб., а розничные продажи составили 773,8 млрд руб., увеличившись на 25% год к году. Сопоставимые продажи (LFL) увеличились на 11,6%, в результате роста LFL-среднего чека – на 10,2% и LFL-трафика – на 1,3%.
Онлайн-продажи за девять месяцев выросли на 15,4% год к году, до 52,9 млрд руб., при этом выручка собственных сервисов увеличилась на 56,4%. Группа открыла (с учетом закрытий и приобретения сети «Молния») 807 магазинов у дома, 5 гипермаркетов, 42 супермаркета и 245 магазинов дрогери.
Торговая сеть «Реми» существует с 2008 г. С осени 2023 года «Реми» является франчайзи сети «Хороший выбор». Сегодня на Дальнем Востоке работает 67 гипермаркетов, супермаркетов и магазинов у дома «Реми». В 2024 г. «Продукт-Эконом» получил выручку в сумме 177 млн руб., а чистая прибыль – 129 млн руб.