2025-11-25T13:28:35+10:00 2025-11-25T13:28:35+10:00

Великий китайский процесс. Будущее авторынка за такими машинами

Фото предоставлено компанией «Азия Авто Гид» |  Великий китайский процесс. Будущее авторынка за такими машинами
Фото предоставлено компанией «Азия Авто Гид»

За последние годы авторынок на Дальнем Востоке кардинально изменился. Со всех сторон пророчат, что дальше будет только хуже. О тектонических изменениях на авторынке, о том, как скручивают пробег в Китае, о возрождении формата автотуров, только теперь не в Японию, как в начале 90-х, а в приграничные города Китая, в интервью «К» рассказал директор компании «Азия Авто Гид» Андрей Рассадин.

УТИЛЬСБОР

– Главный вопрос, разумеется, касается утильсбора. Каковы его последствия?

– Ситуация неоднозначна. Все ссылаются на некие нормативные документы, но по факту их нет. Это создает неопределенность. К тому же в России отсутствует развитая инфраструктура для утилизации автомобилей, в отличие от зарубежных стран. Поэтому увеличение тарифов выглядит нелогичным. Не менее абсурдно, что утильсбор может превысить стоимость автомобиля в Китае. Это лишает людей возможности приобрести желаемое авто, на которое они копили.

– Цены на мощные автомобили вырастут на 4–5 млн руб. А что насчет машин мощностью до 160 лошадиных сил?

– И на них цены также поднимутся, в среднем на миллион-полтора. Речь идет о популярных моделях с объемом двигателя от 1,0 до 1,5 литра. Например, X-Trail 2022 года выпуска, который сейчас стоит 1,8 млн руб., подорожает до 3 млн.

– Так утильсбор уничтожит импорт автомобилей или возможность для людей их покупать?

– На бизнесе импортеров утильсбор, скорее всего, не скажется, поскольку они ориентированы на частных покупателей. Однако в целом выбор автомобилей будет смещаться в сторону менее мощных моделей. Китайский рынок предлагает множество таких вариантов. Мы рассматриваем эту ситуацию не как кризис, а как возможность для перезагрузки рынка в интересах большинства покупателей.

КИТАЙСКИЙ АВТОРЫНОК

– У многих до сих пор существует стереотип: китайские автомобили – это ненадежные «смартфоны на колесах». Что вы думаете по этому поводу?

– Десять лет назад Китай действительно отставал, но сейчас совершил колоссальный рывок. Во-первых, они активно привлекают европейских инженеров и конструкторов. Во-вторых, негативный стереотип во многом сформировался из-за российских дилерских центров. Автомобили, предназначенные для внутреннего рынка Китая, значительно качественнее: они оснащены большим количеством опций и используют лучшие материалы. Российские дилеры, стремясь к конкурентоспособной цене, часто просят заводы удешевить производство. Например, заказывают дешевый, скрипучий пластик для отделки салона и убирают множество функций даже в базовых комплектациях. Цель – обеспечить хоть какую-то ценовую конкуренцию. Это похоже на разницу между японской и российской сборкой Toyota Camry: ощущаются как совершенно разные машины. Одна прослужит 10 лет и будет в отличном состоянии, другая – три года, и ее придется продавать.

– Что вы думаете о выходе на рынок технологических гигантов, таких как Huawei и Xiaomi?

– Xiaomi – это будущее. В целом китайские электромобили – это будущее. Недавно мы тестировали BYD – их топовый электромобиль U8 с 1200 лошадиными силами. Для сравнения: у нас 350–500 «лошадей» считаются чем-то невероятным. Динамика разгона сравнима с взлетом самолета. Xiaomi с более чем 700 лошадиными силами предлагает сопоставимое качество сборки, на уровне Porsche, и отделку при значительно более низкой цене. Никаких нареканий: ничего не скрипит, тактильные ощущения приятные, отклик мгновенный. У Huawei есть бренд AITO, который уже представлен в России. Мнение о нем такое же положительное.

– Будущее России за китайскими электромобилями?

– В России электрокар пока комфортен лишь тем, у кого есть возможность заряжать его – например, свой дом. Для большинства это пока недоступно. То есть инфраструктура – ключевой вопрос.

В Китае действует государственная программа, стимулирующая переход на электромобили до 2030 г. Благодаря субсидиям цены сейчас ниже себестоимости, как когда-то было с солнечными батареями. В России тоже начинают стимулировать спрос: вводят налоговые льготы, предлагают бесплатные парковки. Как только потребность станет ощутимой, инфраструктура начнет развиваться стремительно.

– Но дело ведь не только в инфраструктуре?

– Разумеется. В Шанхае температура редко опускается ниже минус пяти градусов. В России же минус 45 – обычное дело. Автомобили, адаптированные к южнокитайскому климату, в России просто не выживут. И вот тут возникает ключевая проблема: даже во Владивостоке, автомобильном центре страны, не хватает автосервисов, способных качественно ремонтировать китайские машины. Нет запчастей. Даже сотрудники дилерских центров часто не обладают необходимыми навыками, поскольку бренды только выходят на российский рынок.

Сейчас мы активно ведем переговоры об открытии специализированного сервиса во Владивостоке для китайских автомобилей. Планируем привлечь китайских специалистов и наладить официальное сотрудничество с дилерами для обеспечения качественного обслуживания.

– Перейдем к китайскому авторынку в целом. Почему там так много автомобилей НЕ китайского производства? Приезжаешь в Китай, а на дорогах сплошь Volkswagen и Toyota.

– Во-первых, в Китае расположены заводы этих компаний. Производство автоматизировано и контролируется европейскими специалистами. Российские покупатели сейчас везут немецкие и японские марки из Китая по двум причинам: ходят слухи о возможном запрете правого руля, и качество местной сборки выше. Есть еще один важный момент: разнообразие комплектаций. В Китае их может быть 20, а на пикапах мы встречали и 50!

– На ваш взгляд, китайские автомобили уже не уступают японским?

– Я бы сказал, что даже превосходят. Возьмем, к примеру, новый Land Cruiser 300 – у него постоянные проблемы с двигателем. Японцы расслабились: теперь для них приоритет – соответствие трендам, красивый дизайн, мультимедиа и прочее, что принесли в моду китайцы. А в Китае, наоборот, ужесточили контроль качества, понимая, что выходят на мировой рынок. Нельзя допустить провала – репутация слишком дорога.

«ЗЕЛЕНЫЙ УГОЛ» В ПРИГРАНИЧНОМ КИТАЕ

– «Азия Авто Гид» – новый взгляд на автоимпорт из Китая. Ваша главная фишка – собственные автостоянки в приграничных китайских городах. Расскажите, как появилась эта идея и как шла ее реализация?

– Идея создания собственных торговых площадок в Китае родилась из стремления обеспечить максимальную прозрачность для наших клиентов. Мы хотели предоставить возможность лично выбирать автомобиль, а не приобретать «кота в мешке». Наш путь начался с масштабного официального открытия площадки в Хуньчуне. На мероприятии присутствовали высокопоставленные лица с обеих сторон: секретарь горкома партии с китайской стороны и представитель правительства Приморского края с российской.

Несмотря на предварительные согласования на открытие в бондовой зоне (свободной экономической зоне), включая подписанный договор с начальником таможенного поста, в последний момент нам запретили проводить открытие на первоначальной площадке. В срочном порядке, буквально за одну ночь, мы перевезли 200 автомобилей и перенесли всю инфраструктуру на другую территорию. Это был ценный урок, который показал, насколько важно «вспахать» все бюрократические нюансы в Китае заранее.

– Как вы работаете в Китае сегодня?

– В настоящее время функционирует официальная площадка в Яньцзи, а в ближайшие месяц-полтора откроется вторая – в Хуньчуне. Яньцзи – крупный туристический центр с одним из самых больших рынков подержанных автомобилей на северо-востоке Китая.

Сейчас наши клиенты могут получить сервис, к которому привыкли: детальную диагностику, прозрачные условия сделки и полное сопровождение.

– По сути, вы перенесли «Зеленый Угол» в Китай: вместе с людьми и машинами. Действуете по той же системе, что и раньше: аукционники, показы авто? Может, и пробег, как раньше на «Зеленке», скручиваете?

– Мы фактически дали новую возможность бывшим продавцам с «Зеленого Угла». Эти люди работали десятилетиями, и многие не имеют других навыков. Раньше они ввозили битые машины из Японии, подделывали документы и продавали их здесь. Теперь они могут легально работать через нас в Китае, но уже по новым правилам – с обязательной диагностикой и полной прозрачностью.

Что касается пробега, то в Китае его скручивание – распространенная проблема. По нашим оценкам, около 50% перекупщиков так или иначе корректируют пробег. Причем делают это часто нелогично – скручивают и без того небольшой пробег, делая его нереалистичным. Например, со 100 тыс. до 30, а машина уже с потертым рулем и царапинами в салоне.

Мы перенесли японскую систему аукционных листов на китайский рынок. Проводим детальную диагностику с фотографиями каждого элемента, указываем все дефекты и повреждения. Если видим, что пробег скручен, обязательно указываем это в отчете.

– Тут впору задуматься не только об авторынке, но и о развитии услуг автотуризма.

– Автотуры эффективны в приграничных регионах. Например, поездка в Хуньчунь обходится примерно в 10 000 руб. Там повсеместно говорят по-русски, меню в ресторанах переведены. Поездки вглубь Китая – в Пекин или Харбин – значительно дороже и менее комфортны для большинства туристов.

Люди и так активно ездят в Китай на шопинг и отдых. Безвизовый режим делает это максимально доступным. Мы просто добавили к стандартной туристической поездке возможность выбрать автомобиль.

Покупаете машину – компенсируем поездку. Клиент может выбрать машину непосредственно на площадке или оформить под заказ, пока отдыхает в Китае. Сейчас мы работаем над сотрудничеством с туристическими агентствами, чтобы люди целенаправленно приезжали к нам.

– Несмотря на нашу дружбу с Китаем, россияне для китайцев – «белые на одно лицо». У них даже есть свой прикол: если обманул русского, ты крутой. Как вы выстраиваете с ними работу?

– Выстраивать отношения с китайскими партнерами непросто. Они могут необоснованно менять условия, не соблюдать договоренности, действовать по принципу «сегодня так, а завтра иначе». Но мы учим их строить бизнес по-русски: наш китаевед буквально «разжевывает», какие именно фотографии автомобилей нам нужны, почему важны определенные ракурсы и детали съемки.

Плюс некоторые китайские поставщики пытаются обмануть на деньги, навариться на нас. Также пресекаем. Мы этим занимаемся уже больше двух лет, поэтому наловчились.

БУДУЩЕЕ КИТАЙЦЕВ В РОССИИ

– Почему ваш формат настолько востребован, учитывая, что только во Владивостоке зарегистрировано около 700 компаний-импортеров?

– Уже сегодня мы успешно сотрудничаем с несколькими крупными импортерами, специализирующимися на японских и корейских автомобилях. Они выбрали нас в качестве агентов по китайским поставкам, доверяя нам обеспечение высокого уровня сервиса.

Наше ключевое преимущество – физическое присутствие в Китае. Это позволяет нам предлагать клиентам реальные гарантии: от баннеров и оборудованных площадок до возможности личного визита и осмотра. Мы заключаем договоры по российскому законодательству и сопровождаем клиента на всех этапах сделки. В отличие от многих, мы не прибегаем к демпингу или размещению фейковых объявлений. Мы гарантируем прозрачную документацию, реальные цены и собственный сервис в Китае.

– Какие страны сейчас занимают лидирующие позиции в импорте автомобилей?

– Исторически лидерами были Япония и Южная Корея, за которыми следовал Китай. Однако в настоящее время Китай демонстрирует стремительный рост и активно сокращает отставание от Японии. Доля Кореи на российском авторынке составляет лишь около 20%. После объявления о введении утилизационного сбора импорт автомобилей из Китая значительно увеличился. Это связано с тем, что логистические цепочки из Китая остаются относительно стабильными и предлагают более сжатые сроки доставки по сравнению с поставками из Кореи и Японии.

– Как думаете, китайские автомобили укоренятся на российском рынке?

– Санкционные ограничения сделали Японию и Корею менее предсказуемыми партнерами. Показательным примером является Москва: сервисы каршеринга практически полностью перешли на китайские автомобили. Теперь на престижных Патриарших прудах можно увидеть не Ferrari, а Zeekr. На Дальнем Востоке, в Приморском крае количество китайских автомобилей растет в геометрической прогрессии.

Безусловно, существует определенный психологический барьер. Однако стоит учитывать, что качество сборки китайских автомобилей, предназначенных для внутреннего рынка, значительно выше, чем у версий, которые официально поставляются дилерам.

Мы стремимся создать скорее социальный проект, нежели чисто коммерческое предприятие. Наша миссия – познакомить людей с реальными возможностями и достижениями современного китайского автопрома, выступая своего рода мостом, соединяющим наши культуры и подходы к ведению бизнеса.

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX