Минтранс предлагает ввести автоматизированную систему штрафов за переход железнодорожных путей в неположенном месте. Для реализации этой инициативы планируется внести изменения в закон «О персональных данных».
Необходимость нововведения в ведомстве объясняют тревожной статистикой: в 2024 г. жертвами перехода путей в неустановленных местах стали 1,1 тыс. человек, а за первые семь месяцев 2025 г. – 580.
Минтранс считает, что снизить число трагедий возможно, если внедрить систему автоматической фиксации нарушений с помощью камер, аналогичную той, что используется для контроля дорожного движения.
Идея автоматической фиксации нарушений на железной дороге обсуждалась в Совете Федерации в октябре. Одним из предложений было использование Единой биометрической системы (ЕБС) для идентификации нарушителей. Однако оператор ЕБС, Центр биометрических технологий, выразил сомнения в целесообразности такого подхода, ссылаясь на принцип добровольности сдачи биометрических данных. В Центре подчеркивают, что гражданин вправе удалить свои данные из ЕБС или отозвать согласие на их обработку, что делает невозможным автоматическое наложение штрафов. Опасения также высказали ФСБ и МВД, отметив, что угроза автоматических штрафов может привести к массовому отказу от сдачи биометрии, учитывая и без того низкую активность граждан в этом вопросе.
Стоит отметить, что в России уже давно мечтают об автоматической проверке наличия полиса ОСАГО с помощью камер фотовидеофиксации. В ноябре Госдума даже приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий штрафы за отсутствие ОСАГО, зафиксированное камерами, но не чаще одного раза в сутки.