Россиян вынуждают самих звонить мошенникам – это стало самой распространенной схемой обмана в последние месяцы. При таком методе злоумышленники маскируются под службы доставки, управляющие компании или службы безопасности, рассказали эксперты.
Мошенники начинают диалог в письменной форме – через письма, СМС или мессенджеры – под предлогом замены домофона, проверки счетчика или подозрительной авторизации. В сообщении указан номер телефона, на который можно позвонить для выяснения подробностей.
Злоумышленники не тратят ресурсы на обзвон и разговоры с критически настроенными людьми. Они делают массовую рассылку, а потенциальные жертвы перезванивают им сами, объяснил руководитель ИБ-направления «Телеком биржи» Александр Блезнеков.
По словам экспертов, схема начала массово использоваться после ограничения звонков в мессенджерах в августе и введения маркировки исходящих звонков с 1 сентября – после этого номера, используемые для массовых обзвонов, стали быстро попадать в черные списки.
С июля по октябрь схема с обратным звонком стала использоваться чаще на 25-30%, чем за тот же период прошлого года, а ущерб вырос до 85-117 млрд руб., оценил независимый эксперт Андрей Бархота. В среднем размер ущерба составляет 15–20 тыс. руб., но в отдельных случаях доходит и до сотен тысяч.
В «Лаборатории Касперского» призвали критически относиться к любым входящим звонкам и сообщениям, при появлении малейших сомнений игнорировать сообщение, класть трубку и не перезванивать на указанные номера.