2025-11-28T11:05:35+10:00 2025-11-28T11:05:35+10:00

Минтранс запустил борьбу с устаревшим флотом в России

фото: GigaChat |  Минтранс запустил борьбу с устаревшим флотом в России
фото: GigaChat

Минтранс разработал законопроект, предусматривающий поэтапный запрет на заход в российские порты судов старше 40 лет. Проект предполагает внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания, Кодекс внутреннего водного транспорта и закон о морских портах.

Согласно документу, наиболее существенные изменения коснутся Кодекса торгового мореплавания. Для российских судов старше 30 лет вводится обязательное ежегодное освидетельствование (в настоящее время – раз в пять лет) в уполномоченных организациях, включая Российский морской регистр судоходства (РМРС). Иностранные суда этого возраста должны будут получать российское свидетельство сроком на шесть месяцев. Кроме того, предлагается установить полный запрет на заход в порты судов старше 40 лет, хотя правительство сможет делать исключения для отдельных типов судов. Законопроект также предусматривает ответственность грузовладельца за эксплуатацию небезопасного флота.

В закон о морских портах планируется добавить повышающий коэффициент к портовому сбору для судов старше 30 лет – 10% дополнительно за каждый год сверх этого возраста.

В Кодекс внутреннего водного транспорта законопроектом предлагается включить требования о ежегодном освидетельствовании судов старше 30 лет и подтверждении их состояния правилам классификационного общества, а также об увеличении размера страховой суммы в 10 раз при выявлении несоответствий.

Вступление закона в силу предполагается через 180 дней после опубликования, а для адаптации имеющихся договоров на перевозку грузов предусмотрен переходный период в 180 дней.

Инициатива Минтранса была подготовлена по мотивам апрельского предложения председателя правления ВТБ (управляющего Объединенной судостроительной корпорацией, ОСК) Андрея Костина, озвученного президенту РФ Владимиру Путину. Банкир тогда выступил за ограничение эксплуатации устаревших судов в России.

ОСК поддерживает государственную инициативу по обновлению флота, направленную на снижение экологических рисков, отмечает представитель компании. Эта задача согласуется с ключевыми параметрами стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2036 г. Компания подтвердила наличие необходимых мощностей для ритмичного обновления выбывающих торговых судов. Не исключается привлечение партнеров из дружественных стран на отдельных этапах производства с последующей локализацией строительства на российских верфях.

Судовладельцы, как и следовало ожидать, выражают опасения по поводу новых предложений Минтранса. По оценке ВАРПЭ, например, на Дальнем Востоке и Севере, где добывается 80% водных биоресурсов в стране, количество судов может сократиться вдвое, а в Азово-Черноморском бассейне под списание попадет «практически весь флот».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX