2025-12-01T15:32:03+10:00 2025-12-01T15:32:03+10:00

Спор Ozon и Wildberries с банками разгорается с новой силой – появились новые участники

фото: KONKURENT.RU |  Спор Ozon и Wildberries с банками разгорается с новой силой – появились новые участники
фото: KONKURENT.RU

Возникший недавно спор Банка России и крупнейших российских банков с популярными маркетплейсами начал разгораться с новой силой. В ситуации стали принимать участие и новые игроки, сообщает KONKURENT.RU.

В частности, свое видение проблемы высказали и общественники, и средние и малые банки.

Так, по мнению члена общественного совета Роспотребнадзора, главы Московского общества защиты потребителей Антона Недзвецкого, предложенные ЦБ меры напрямую отразятся на россиянах, навредив им.

Напомним, основной предмет спора – скидки, которые маркетплейсы предоставляют держателям финансовых продуктов, проданных дочерними банками онлайн-ретейлеров.

Как полагает глава Банка России Эльвира Набиуллина, снижение стоимости товара в зависимости от выбора оплаты является нечестной конкуренцией. В связи с этим она направила письмо в адрес главы Минэкономразвития Максима Решетникова с предложением запретить маркетплейсам продавать на своих площадках собственные банковские продукты.

Позже к ЦБ подключились и крупные российские банки – Сбербанк, Т-Банк, ВТБ, Альфа-Банк и Совкомбанк. Главы финансовых организаций предложили спикеру Вячеславу Володину ввести запрет для маркетплейсов на скидки при оплате товаров картами аффилированных с ними банков.

Как полагает Недзвецкий, предложенные меры нарушат права миллионов россиян. Инициативы он назвал «конкурентной борьбой с использованием административных ресурсов». При этом общественник отметил, что от такой борьбы пострадают именно россияне.

Эксперт отметил, что Роспотребнадзор уже дал свою оценке практике подобных программ лояльности, указав, что предоставление скидки в зависимости от способа оплаты не нарушает действующее законодательство.

Попытки заставить маркетплейсы ввести единую цену эксперт назвал желанием авторов инициативы зафиксировать неэффективную систему ценообразования.

«Если маркетплейс будет обязан установить «единую цену», он будет вынужден заложить в нее максимальный уровень издержек, которые возникают прежде всего из-за высокой комиссии самих банков. В результате это неизбежно скажется на ценах, и потребители, вместо получения экономии и использования более выгодных СБП и карт маркетплейсов, должны будут гарантированно переплачивать», – цитирует эксперта ТАСС.

Идею о запрете скидок не поддержали и средние и малые банки. Об этом свидетельствует заявление президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна. Он подчекрнул, что желание крупнейших финансовых организаций не является позицией всего банковского сообщества России.

Он подчеркнул, что подобные программы лояльности используют многие российские банки, что позволяет им развивать свои экосистемы. А идею запрета глава АРБ назвал «дискриминацией».

Более того, он подчеркнул, что инициаторами запрета скидок выступают банки, которые на данный момент находятся на особом положении за счет госпрограмм. В то же время введение запрета на скидки для маркетплейсов может стать крайне негативным сигналом для других участников рынка.

Президент ассоциации напомнил, что существуют и другие пути решения спора. По подобному уже начали двигаться Ozon и «Яндекс Маркет», предложив другим банкам стать частью их программы лояльности.

«По его мнению, сотрудничество цифровых платформ с широким кругом финансовых организаций способствует развитию конкуренции и открывает региональным банкам доступ к многомиллионной аудитории», – пишет портал «БИЗНЕС Online».

Самые свежие материалы от KONKURENT.RU - с прямой доставкой в Telegram и MAX