Крейсера «Алмаз» и «Изумруд»
Перед отправкой на Тихий океан крейсера «Алмаз» Николай II, осмотрев его, остался доволен и пожаловал «кондукторам флота по десяти рублей, боцманам — по пяти, прочим унтер-офицерам — по два рубля и рядовым — по одному».
«Алмаз» оправдал доверие царя и первым открыл огонь по приблизившемуся крейсеру «Идзуми». Однако силы оказались неравными: один из ответных снарядов попал в бизань-мачту и перебил штаг, другой угодил в кормовую рубку-салон. Появились убитые и раненые, а из пробитой осколками задней трубы повалил густой черный дым... Командир решил пробиваться на север, к Владивостоку.
16 мая в 11.30 «Алмаз» пришел в бухту Стрелок, из которой в сопровождении судов тралящего каравана проследовал во Владивосток и первым принес туда печальное известие о катастрофе российского флота. Выяснилось, что в ходе сражения «Алмаз» получил 29 попаданий, сам выпустил 346 снарядов по неприятелю. На корабле оказались убитыми офицер и четыре матроса, три нижних чина были тяжело ранены, восемь — легко. За прорыв во Владивосток все офицеры «Алмаза» получили награды.
В 1906 г. «Алмаз» перешел на Балтику, а затем на Черноморский флот, где его переоборудовали в «гидрокрейсер». В ноябре 1920 г. «Алмаз» был угнан в Бизерту, где в 1924 г. сдан французским властям, потом возвращен в СССР и пущен на лом.
Крейсер «Изумруд» также получил попадания и имел раненых. Командир крейсера собрал команду и объявил: «Господа офицеры, а также и вы, братцы-матросы! Я решил прорваться, пока японские суда не заградили нам путь. У противника нет ни одного корабля, который сравнился бы по быстроходности с нашим крейсером. Попробуем! Если не удастся уйти от врага, то лучше погибнуть с честью в бою, чем позорно сдаваться в плен». Стремясь облегчить нос корабля, на «Изумруде» решили пожертвовать якорем и цепями, и три десятка тонн металла ушли в морскую пучину. В полночь корабль достиг бухты Св. Владимира. Вдруг все попадали от резкого толчка, корабль заскрежетал днищем по камням и сразу остановился, накренившись на правый борт. «Изумруд» сел на камни.
Капитан принял решение потопить корабль. Экипаж собрал все самое ценное на корабле и перевез на берег продовольствие, личные вещи и стрелковое оружие. Расположились лагерем в километре от «Изумруда» за горой, чтобы японцы ничего не заметили с моря, а на ее вершине поставили часовых. В Петербург ушло телеграфное донесение: «Подходя ко входу в первом часу ночи и имея всего 10 тонн угля, не имея возможности дождаться рассвета, принужден был входить в южную часть залива. В темноте и мгле придержался слишком близко к мысу Орехова и выскочил на конец гряды, идущей от этого мыса. При наступлении полной воды пробовал сняться с мели — безрезультатно. До следующей полной воды угля не хватило. Обмер показал, что крейсер сидит всем корпусом до кормового орудия. Мелкую артиллерию бросил в разных местах в море, как и замки, и прицелы. Все секретные книги и карты сжег в топках. Капитан 2-го ранга барон Ферзен».
19 мая крейсер был взорван командой.
От владивостокского коменданта Ферзен получил телеграфное приказание закупить скот и пригнать стадо во Владивосток. В селе Киевлянка у бухты Св. Ольги изумрудовцы, скупая скот, прожили больше трех недель.
Наконец 9 июня, погоняя 200 голов скота, они двинулись к Владивостоку. В тот же день командир владивостокского порта телеграфировал в Петербург: «Изумруд» взорван. Сняты четыре пулемета, шесть 47-миллиметровых пушек. Остальное уничтожено взрывом. Команда по недостатку людей остается во Владивостоке. Желающие офицеры отправляются в Россию». Через 42 дня моряки, ведущие за собой уже 500 голов скота, прибыли во Владивосток. Здесь на вокзальной площади их торжественно, как героев, встретили с оркестром. Впоследствии Ферзен получил в награду золотое оружие с надписью «За храбрость».
Взорванный «Изумруд» оставался на камнях в бухте Св. Владимира, когда 11 сентября 1906 г. туда прибыла комиссия, назначенная Ферзеном, ставшим уже командиром владивостокского порта. «Изумруд» восстановлению не подлежал. Ферзен подал рапорт с просьбой разрешить продать остатки. Разрешение было получено, объявлена первоначальная сумма в 50 000 руб., от которой впоследствии покупатели «отказались, находя оценку слишком высокой». На очередные торги вообще не явилось ни одного покупателя. «Изумруд» так и остался на месте своего прикола. Остов крейсера ныне покоится на глубине 8 м, и в штиль в прозрачной воде четко просматриваются его киль с рядами шпангоутов.
Осенью 1965 г. на берегу бухты Владимира, в поселке Тимофеевка Ольгинского района открыли памятник, сооруженный по проекту старшего матроса Поварницина. Высокую стелу венчает изготовленная из камня чайка, а надпись на барельефе с изображением крейсера гласит: «Крейсеру «Изумруд». В советское время неоднократно организовывались водолазные экспедиции к останкам крейсера. Удалось поднять фрагмент герба России, орудийный щит от 47-миллиметрового орудия, колокол, буквы корабельного названия «Д» и «Ъ». Часть реликвий находится в музее Дома офицеров флота в Ольгинском районе, другие поступили в музей Тихоокеанского флота во Владивостоке.
Миноносцы «Бравый» и «Грозный»
Миноносец «Бравый» во время сражения принял активное участие в спасении команды погибающего броненосца «Ослябя» и, несмотря на серьезные повреждения (один снаряд, снеся фок-мачту, пробил палубу и котельный кожух, разорвавшись, вывел из строя два носовых котла, перебив главный паропровод), решил все-таки пробиваться во Владивосток.
«Для большей невидимости» на корабле срубили грот-мачту и перекрасили дымовые трубы в белый цвет. Вскоре закончились запасы угля — в топку пришлось отправить все дерево, имевшееся на миноносце. При подходе к острову Аскольд на «Бравом» поставили грот-мачту и наладили телеграфное сообщение с Владивостоком, откуда навстречу миноносцу вышел транспорт «Алеут».
Впоследствии «Бравый» использовался в качестве брандвахты Владивостока, а в 1925 г. был сдан на слом.
Миноносец «Грозный» также принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера «Урал», взяв на борт 10 человек. По приказу командующего эскадрой адмирала Рожественского вместе со спасенными «Грозный» начал прорываться во Владивосток. В погоню за «Грозным» отправился японский миноносец, но прекратил погоню после нескольких попаданий в него.
Около 19.00 16 мая миноносец подошел к острову Аскольд, где был встречен кораблями контр-адмирала Иессена. На следующий день «Грозный» пришел во Владивосток. В заключение своего донесения о бое командир миноносца писал: «Не могу не отдать должной справедливости господам офицерам, которые в течение трех суток, из коих двое почти под огнем неприятеля, совершенно без сна и почти без пищи, мужественно и хладнокровно распоряжались огнем и исправлением повреждений, ни на минуту не теряя самообладания. Молодцы, команда выше всякой похвалы, безгранично преданы, самоотверженны, выносливы и храбры».
Впоследствии «Грозный» был отправлен в состав Сибирской флотилии. В 1925 г. был исключен из списков судов Красного флота.
В сентябре 1905 г., уже после окончания войны, миноносцы «Грозный» и «Бравый» вновь встретились со своими недавними противниками: японскими крейсерами «Ивате», «Ниитака», миноносцами «Оборо» и «Акебоно». Встреча произошла в открытом море около северокорейского залива Корнилова. Так проходило совещание между русским и японским адмиралами по вопросам перехода от военного положения к мирному.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»