2010-05-18T10:02:10+11:00 2010-05-18T10:02:10+11:00

Цусимское сражение. Прорыв во Владивосток

В мае 1905 г. между побережьями Кореи и Японии в узком Цусимском проливе состоялось одно из крупнейших морских сражений русско-японской войны. Владивосток первым увидел результаты этого сражения. 16 и 17 мая сюда пришли остатки некогда великой Тихоокеанской эскадры: крейсер «Алмаз» и два миноносца. \n

Страшная правда заключалась в том, что при проходе Цусимского пролива на траверзе острова Цусима российская эскадра была атакована и полностью разгромлена японской, в результате чего Россия окончательно лишилась надежды на победу в русско-японской войне. Из 38 российских кораблей 20 было потоплено, четыре сдались, семь было интернировано, один корабль вернулся на Балтику, два были захвачены японцами. На небольшой японский остров Цусима еще долго выбрасывало тела российских моряков.

Крейсера «Алмаз» и «Изумруд»

Перед отправкой на Тихий океан крейсера «Алмаз» Николай II, осмотрев его, остался доволен и пожаловал «кондукторам флота по десяти рублей, боцманам — по пяти, прочим унтер-офицерам — по два рубля и рядовым — по одному».
«Алмаз» оправдал доверие царя и первым открыл огонь по приблизившемуся крейсеру «Идзуми». Однако силы оказались неравными: один из ответных снарядов попал в бизань-мачту и перебил штаг, другой угодил в кормовую рубку-салон. Появились убитые и раненые, а из пробитой осколками задней трубы повалил густой черный дым... Командир решил пробиваться на север, к Владивостоку.
16 мая в 11.30 «Алмаз» пришел в бухту Стрелок, из которой в сопровождении судов тралящего каравана проследовал во Владивосток и первым принес туда печальное известие о катастрофе российского флота. Выяснилось, что в ходе сражения «Алмаз» получил 29 попаданий, сам выпустил 346 снарядов по неприятелю. На корабле оказались убитыми офицер и четыре матроса, три нижних чина были тяжело ранены, восемь — легко. За прорыв во Владивосток все офицеры «Алмаза» получили награды.
В 1906 г. «Алмаз» перешел на Балтику, а затем на Черноморский флот, где его переоборудовали в «гидрокрейсер». В ноябре 1920 г. «Алмаз» был угнан в Бизерту, где в 1924 г. сдан французским властям, потом возвращен в СССР и пущен на лом.
Крейсер «Изумруд» также получил попадания и имел раненых. Командир крейсера собрал команду и объявил: «Господа офицеры, а также и вы, братцы-матросы! Я решил прорваться, пока японские суда не заградили нам путь. У противника нет ни одного корабля, который сравнился бы по быстроходности с нашим крейсером. Попробуем! Если не удастся уйти от врага, то лучше погибнуть с честью в бою, чем позорно сдаваться в плен». Стремясь облегчить нос корабля, на «Изумруде» решили пожертвовать якорем и цепями, и три десятка тонн металла ушли в морскую пучину. В полночь корабль достиг бухты Св. Владимира. Вдруг все попадали от резкого толчка, корабль заскрежетал днищем по камням и сразу остановился, накренившись на правый борт. «Изумруд» сел на камни.
Капитан принял решение потопить корабль. Экипаж собрал все самое ценное на корабле и перевез на берег продовольствие, личные вещи и стрелковое оружие. Расположились лагерем в километре от «Изумруда» за горой, чтобы японцы ничего не заметили с моря, а на ее вершине поставили часовых. В Петербург ушло телеграфное донесение: «Подходя ко входу в первом часу ночи и имея всего 10 тонн угля, не имея возможности дождаться рассвета, принужден был входить в южную часть залива. В темноте и мгле придержался слишком близко к мысу Орехова и выскочил на конец гряды, идущей от этого мыса. При наступлении полной воды пробовал сняться с мели — безрезультатно. До следующей полной воды угля не хватило. Обмер показал, что крейсер сидит всем корпусом до кормового орудия. Мелкую артиллерию бросил в разных местах в море, как и замки, и прицелы. Все секретные книги и карты сжег в топках. Капитан 2-го ранга барон Ферзен».
19 мая крейсер был взорван командой.
От владивостокского коменданта Ферзен получил телеграфное приказание закупить скот и пригнать стадо во Владивосток. В селе Киевлянка у бухты Св. Ольги изумрудовцы, скупая скот, прожили больше трех недель.
Наконец 9 июня, погоняя 200 голов скота, они двинулись к Владивостоку. В тот же день командир владивостокского порта телеграфировал в Петербург: «Изумруд» взорван. Сняты четыре пулемета, шесть 47-миллиметровых пушек. Остальное уничтожено взрывом. Команда по недостатку людей остается во Владивостоке. Желающие офицеры отправляются в Россию». Через 42 дня моряки, ведущие за собой уже 500 голов скота, прибыли во Владивосток. Здесь на вокзальной площади их торжественно, как героев, встретили с оркестром. Впоследствии Ферзен получил в награду золотое оружие с надписью «За храбрость».
Взорванный «Изумруд» оставался на камнях в бухте Св. Владимира, когда 11 сентября 1906 г. туда прибыла комиссия, назначенная Ферзеном, ставшим уже командиром владивостокского порта. «Изумруд» восстановлению не подлежал. Ферзен подал рапорт с просьбой разрешить продать остатки. Разрешение было получено, объявлена первоначальная сумма в 50 000 руб., от которой впоследствии покупатели «отказались, находя оценку слишком высокой». На очередные торги вообще не явилось ни одного покупателя. «Изумруд» так и остался на месте своего прикола. Остов крейсера ныне покоится на глубине 8 м, и в штиль в прозрачной воде четко просматриваются его киль с рядами шпангоутов.
Осенью 1965 г. на берегу бухты Владимира, в поселке Тимофеевка Ольгинского района открыли памятник, сооруженный по проекту старшего матроса Поварницина. Высокую стелу венчает изготовленная из камня чайка, а надпись на барельефе с изображением крейсера гласит: «Крейсеру «Изумруд». В советское время неоднократно организовывались водолазные экспедиции к останкам крейсера. Удалось поднять фрагмент герба России, орудийный щит от 47-миллиметрового орудия, колокол, буквы корабельного названия «Д» и «Ъ». Часть реликвий находится в музее Дома офицеров флота в Ольгинском районе, другие поступили в музей Тихоокеанского флота во Владивостоке.

Миноносцы «Бравый» и «Грозный»

Миноносец «Бравый» во время сражения принял активное участие в спасении команды погибающего броненосца «Ослябя» и, несмотря на серьезные повреждения (один снаряд, снеся фок-мачту, пробил палубу и котельный кожух, разорвавшись, вывел из строя два носовых котла, перебив главный паропровод), решил все-таки пробиваться во Владивосток.
«Для большей невидимости» на корабле срубили грот-мачту и перекрасили дымовые трубы в белый цвет. Вскоре закончились запасы угля — в топку пришлось отправить все дерево, имевшееся на миноносце. При подходе к острову Аскольд на «Бравом» поставили грот-мачту и наладили телеграфное сообщение с Владивостоком, откуда навстречу миноносцу вышел транспорт «Алеут».
Впоследствии «Бравый» использовался в качестве брандвахты Владивостока, а в 1925 г. был сдан на слом.
Миноносец «Грозный» также принял участие в спасении людей со вспомогательного крейсера «Урал», взяв на борт 10 человек. По приказу командующего эскадрой адмирала Рожественского вместе со спасенными «Грозный» начал прорываться во Владивосток. В погоню за «Грозным» отправился японский миноносец, но прекратил погоню после нескольких попаданий в него.
Около 19.00 16 мая миноносец подошел к острову Аскольд, где был встречен кораблями контр-адмирала Иессена. На следующий день «Грозный» пришел во Владивосток. В заключение своего донесения о бое командир миноносца писал: «Не могу не отдать должной справедливости господам офицерам, которые в течение трех суток, из коих двое почти под огнем неприятеля, совершенно без сна и почти без пищи, мужественно и хладнокровно распоряжались огнем и исправлением повреждений, ни на минуту не теряя самообладания. Молодцы, команда выше всякой похвалы, безгранично преданы, самоотверженны, выносливы и храбры».
Впоследствии «Грозный» был отправлен в состав Сибирской флотилии. В 1925 г. был исключен из списков судов Красного флота.
В сентябре 1905 г., уже после окончания войны, миноносцы «Грозный» и «Бравый» вновь встретились со своими недавними противниками: японскими крейсерами «Ивате», «Ниитака», миноносцами «Оборо» и «Акебоно». Встреча произошла в открытом море около северокорейского залива Корнилова. Так проходило совещание между русским и японским адмиралами по вопросам перехода от военного положения к мирному.
Юрий УФИМЦЕВ, специально для «К»